Найти тему

Сказы рода Лыковых. Как побег дворняжки решил судьбу Лыковых (часть 31)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В предыдущей статье я рассказала о том, как Карп почти согласился работать лесником на Кануйском кордоне Алтайского заповедника. Он приехал на кордон, но, встретивший его там Парфентий Казарин, дядя Аксиньи настолько запугал его правилами новой жизни, что Лыков отказался от мысли о сотрудничестве и ушел обратно на заимку.

Добравшись до дома и рассказав обо всем жене, Карп Осипович поделился своим намерением переселяться на Еринат. Акулина Карповна поддержала мужа в его решении, не желая отдавать детей и веру на поругание. До наступления зимы Карп успел несколько раз сходить на новое место и отнести туда кое-какие, необходимые на первое время вещи и овощи для посадки. Но зимовать отшельники решили еще на Абакане, надеясь, что до весны их никто не хватится.

Осмелев, Лыков ходил зимой на Абакан рыбачить, а в феврале решил и вовсе сходить на кордон навестить старика Казанина. Придя туда, Карп с удивлением обнаружил на кордоне вместо одного Казанина целую кучу народу. А всему виной оказалась собака Казанина, которую он взял с собой на кордон у родственников из Яйлю. Собачонке, видимо, стало скучно зимой на пустой заимке и она рванула обратно на родину, решив поискать приключений на свою мохнатую попу.

Ничем иным я не могу объяснить этот непостижимый марш-бросок через перевал в общей сложности почти в семьдесят км длиной. Честно говоря, думаю, что ее в этом переходе охранял ее личный собачий ангел, иначе я не понимаю, как ею не закусил ни один голодный медведь. В результате отощавшая собачонка все же добралась до Яйлю, очень встревожив всех жителей. Справедливо решив, что на кордоне что-то произошло, администрация заповедника решила отправить на Кануй группу с проверкой.

Лабаз Лыковых. Фото из открытых источников
Лабаз Лыковых. Фото из открытых источников

В состав группы вошли все те же Илличевский и Молоков, сын Казанина Харлампий, а также очень интересный персонаж на Алтае в то время - Георгий Джеймсович Дулькейт. Тем моим читателям, кто следят за развитием событий с самого начала цикла, а также читают комментарии к статьям, эта фамилия, возможно, знакома - я пользовалась книгой, написанной его сыном Тигрием Дулькейтом, когда собирала материалы о Лыковых.

Георгий Дулькейт происходил из древнего шотландского дворянского (!) рода, приехавший на Алтай из Томска в 1940 г. Как потомственного дворянина, да еще шотландского, занесло в Сибирь в советское время - вопрос интересный, но, увы, пока информации я об этом не нашла. Георгий Дулькейт прослужил в должности зав. научным отделом заповедника очень трудные 10 лет и за это время заслужил уважение всех окружающих его людей. А его сын, Тигрий Дулькейт, также работавший в заповеднике и лично бывавший на заимке Лыковых несколько раз, написал о них книгу.

Итак, вся эта честная компания оказалась на кордоне именно в тот момент, когда туда пришел и Карп Лыков. Столкнувшись с Илличевским и прочими сотрудниками заповедника, с которыми Лыков не чаял и встретиться, отшельнику пришлось ссылаться на погодные условия, помешавшие ему перебраться на кордон осенью. А Илличевский завел разговор о дальнейшем переселении семьи старообрядцев в Яйлю, и определении детей в школу. Карп слушал, бормотал под нос свое "едак, едак", а поутру отправился в обратный путь, твердо уверенный в том, что он принял правильное решение.

По весне Лыковы перебрались на Еринат. В начале лета патруль зашел на кордон проверить, как дела, и обнаружил, что Лыковы там так и не появились. Начальство заповедника было обеспокоено и собирались выяснять причины, но тут подошло 22 июня и всем стало не до староверов. Многих лесников мобилизовали, а кордон законсервировали. Что было дальше, можно узнать в следующей статье, подписавшись на мой канал.