У южного фасада Павловского дворца расположен Собственный сад императрицы Марии Федоровны. Проект сада был составлен придворным декоратором Франсуа Габриэлем Виолье в 1780-1784 годах. Мария Федоровна была знакома с художником с детства, когда еще была принцессой Вюртембергской в Штеттине. Художник давал ей уроки рисования и был придворным декоратором герцога Вюртембергского. Став Великой княгиней, Мария Федоровна пригласила художника в Россию. Марии Федоровне очень хотелось иметь уголок, который бы напоминал о ее детстве. Франсуа Виолье исполнил ее желание и создал проект сада, взяв за основу имение Этюп во Франции, где будущая императрица провела детство. Так же в разработке и устройстве планировки сада участвовали архитектор Чарлз Камерон и садовый мастер А.К.Визлер.
Планировка сада создана по типу голландских садов с четким геометрическим разделением на части: цветы, деревья, кустарники. Все это дополняется мраморными статуями, вазами.
Садик находится под окнами личных комнат Марии Федоровны и пройти в него можно было минуя парадный вестибюль. Это была приватная территория, куда могли попасть только избраные приближенные.
Пространство между Общим кабинетом и рабочим кабинетом императрицы "Фонариком" занято цветочными клумбами. Разноцветные цветы создают замысловатый узор и похожи на яркую, впечатляющую картину.
Крыльцо с мраморными скульптурами льва и львицы ведет от Общего кабинета к цветочному партеру. Скульптуры созданы по античным образцам в Италии, в XVIII веке. Установлены на крыльце в 1800 году. В Великую Отечественную войну скульптуры не были эвакуированы и получили большие повреждения. Установлены на своих исторических местах в 2014 году после реставрации.
На пересечении центральной и боковой аллеи установлены на тумбах две большие мраморные вазы итальянской работы XVIII века.
Центральная аллея, украшенная мраморными вазами меньшего размера, идущая от Общего кабинета, упирается в павильон в виде античного портика.
Павильон был построен в 1800 году по проекту Чарлза Камерона. В 1803 году в павильоне установили мраморную скульптуру "Три грации", работы итальянского скульптора Паоло Трискорни, выполненную из цельного куска каррарского мрамора. Это был подарок императора Александра I своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне.
С тех пор павильон получил название "Павильон "Трех граций". Три грации - радость, блеск и счастье - поддерживают мраморную вазу на колонне.
Возле павильона "Трех Граций" два бюста - Антиной-Дионис и Голова спутника Одиссея. Бюсты установлены возле павильона в начале XIX века и находятся на своем историческом месте.
С правой стороны Центральной аллеи - липовый кенконс, характерная для XVIII века посадка деревьев в "шахматном" порядке с последующей подрезкой кроны деревьев.
В центре кенконса установлена мраморная ваза на резном мраморном пьедестале. Изготовленная в конце XVIII века, ваза находится в саду с 1780-х годов. В настоящее время установлена на своем историческом месте.
С левой стороны - кустарники, цветущие с ранней весны до поздней осени. Лещина, боярышник, туя, калина, бадан, спирея, сирень, таволга, акация и другие сорта и виды.
Возле металлической изгороди, отделяющей Собственный садик от пространства парка скульптуры Сатира и Сатирессы.
Мария Федоровна увлекалась садоводством, ботаникой. В Собственном саду было много редких и удивительных растений, настоящее царство Флоры. Его называли "сад трех сезонов", цветение начиналось с весны и продолжалось до глубокой осени. Мария Федоровна интересовалась новинками, выписывала семена растений из разных стран. В 1797 году будет основано Садоводство Боде - коллекция редких пряных, лекарственных и овощных культур.
Благодарю за внимание, до новых встреч!