Найти тему
НЭБ

Авансы за счет брака

Книга, книга и еще раз книга… как много можно почерпнуть из нее интересного! Этакий волшебный ларчик на любой вкус, правда не всегда легко найти то, что достойно нашего внимания. Однако кто ищет – тот всегда найдет! Недавно на нашем канале из статьи «Единобрачие вкупе с обычаем пробных ночей» вы узнали о произведении Эдуарда Фукса «Иллюстрированная история нравов», а точнее о первом томе под названием «Ренессанс». Но это многотомное издание, точнее «трилогия», и сегодня на повестке дня часть вторая – «Галантный век». Садитесь поудобнее – и вперед, к новым знаниям и открытиям…

За чтением галантного романа
За чтением галантного романа

Напомним, что Э. Фукс (1870–1940) – немецкий писатель, политик, ученый, страстный коллекционер – более ста лет назад осчастливил русского читателя своим трехтомником (1912–1913 гг.). Его имя к тому времени в литературе было тесно связано с историей карикатуры, и оттого в предисловии к первой публикации автор подчеркивает, что он и не переходит на новую стезю, и не бросает прежней своей работы над историей карикатуры.

«Вся моя научная деятельность была неизменно направлена на историю культуры. Своими трудами я хотел осветить историческое развитие общества. […] Карикатура позволяет мне понять и уяснить события и лица с такой отчетливостью, как никакой иной документ. […] Она самый правдивый источник ознакомления с нравами, событиями и личностями прошлого и настоящего. […] Издавая ныне историю нравов, я не уклоняюсь. Мои труды по истории карикатуры и моя "История нравов" лежат в одной плоскости, вращаются в одном кругу идей».
1, 2. Обложки книги. 3. Лебо «Объяснение»
1, 2. Обложки книги. 3. Лебо «Объяснение»

Итак, Галантный век в художественной и популярной исторической литературе – период от прихода к власти «короля-солнца» Людовика XIV (1661 г.) и до Великой Французской революции (1789 г.). Иногда исследователи ограничиваются лишь XVIII столетием. Эдуард Фукс же, как истый марксист и политический деятель, начинает свой рассказ об этой помпезной эпохе, конечно, с характеристики формы правления, то есть с разбора по косточкам абсолютной монархии. Автор во вступлении к книге приводит слова старика Талейрана: «Кто не жил до 1789 года, тот вообще не жил».

«Потерянный рай! […] Здесь все прекрасно: никогда женщины не были так соблазнительны; никогда мужчины не были так элегантны; даже истина шествовала тогда по земле не обнаженная, а в облачении не иссякавшего остроумия. Роза потеряла свои колючие шипы, порок – свое безобразие, добродетель – свой скучный вид. Все стало ароматом, грацией, зачарованным блеском. […] Люди не признают ни старости, ни увядания. Они вечно молоды, вечно шутят, и даже на смертном одре они все еще кокетничают».
Галантная гравюра
Галантная гравюра

Однако утрату прекрасной страны, Эдема, ощутили всего лишь 5% вельмож, а «95% населения как были обречены на голодную смерть или на жизнь среди постоянных лишений и забот», так и продолжили свое серое существование с оглядкой на господские капризы и прихоти. Доминантой поведения при абсолютизме, по мнению Э. Фукса, этакой неоспоримой добродетелью становится верноподданническое служение власть имущим, государю. Самосознание личности, индивидуализм эпохи Ренессанса уходят в прошлое. На смену приходит услужливость «без раздумий и колебаний». В век «галантности» подданный «из принципа трус, из покорности глуп и из мести подл», а парижский этикет и правила Версальского двора повсюду задают тон. Франция превращается в эталон бытия, в главную законодательницу мод.

«Даже французский язык теперь принимается не только дворами, где официально не говорят ни на каком другом языке, но и в "обществе" этот язык становится международным, обязательным для всякого, кто хочет считаться образованным. Поэтому мещане говорят во всех странах на языке, состоящем наполовину из французских слов и выражений».
1. Семейная жизнь. 2. Нетерпеливая красавица. 3. Галантная гравюра
1. Семейная жизнь. 2. Нетерпеливая красавица. 3. Галантная гравюра

Постепенно жизнь с оглядкой на придворные обычаи и необходимость соответствовать установили в обществе строжайший табель о рангах. Всем сословиям была предписана особая «ливрея», отделявшая их от богоподобного короля. Над всеми царило абсолютистическое убеждение, что «только от барона начинается человек». И естественно, что все заигрались, и реальный мир превратился в театральное действо, где каждый принимал позу и постоянно репетировал роль, выпавшую на его долю. Поэтому в хоромах аристократии и в скромных домах бюргеров везде сверкают зеркала.

«Люди к тому же хотели быть зрителями собственной позы, хотели иметь возможность аплодировать себе, и потому все только и делали, что со всех сторон рассматривали себя. Даже наверху, под балдахином постели, помещалось зеркало – люди мечтали заснуть в той позе, в которой хотелось быть застигнутыми любопытным! […] Даже проявление духа часто не более, как своего рода сооружение зеркала. Письма, которые писались друзьям – а тогда все писали письма – не более, как зеркала. В них человек придавал себе такую позу, в которой ему хотелось быть увиденным другими. Тогдашние письма не простые уведомления, как наши современные. Они зафиксированные туалетные фокусы ума».
Немецкая галантная карикатура Г. Рамберга «Вишни», 1800 г.
Немецкая галантная карикатура Г. Рамберга «Вишни», 1800 г.

Многочисленные мемуары монархической эры отражают позу, в которой человек хочет предстать перед потомками. Каждый, кто занимает положение, лепит авантажно-эпический образ и желает его обессмертить. Сделаться предметом лицезрения – повальное увлечение. Поэтому интимность изымается из обихода, и жизнь от рождения и до тризны превращается в официальный акт. Дамы, игнорируя стыдливость, совершают ежедневный туалет в присутствии свиты, принимая самые импозантные позы. Мужчины способны геройствовать только при зрителях. Говорят лишь тогда, когда можно рассчитывать на слушателей. По этой же причине в моду входит остроумие: шутка сразу бьет в глаза и не требует работы ума. «Круговая» демонстративность убивает тайну. Нет больше личных горестей и радостей.

1. Галантно-сатирическая гравюра «Ночь». 2. Галантная карикатура Ньюгона
1. Галантно-сатирическая гравюра «Ночь». 2. Галантная карикатура Ньюгона
«Горе женщине, при смерти которой узнают, что у нее был тайный любовник, о существовании которого никто не догадывался. […] Позором дамы считается не то, что она любовница, а то, что ее любовник может ей делать лишь небольшие подарки или – что еще хуже – платить только лаской. […] У кого нет средств содержать любовницу, видит в этом позорящую стесненность мещанского существования. Например, прусский "бард" Рамлер пишет другу, что он положительно "болен", так как у него "нет средств содержать метрессу". Любовница отнюдь не всегда была проституткой: часто это была мать, сестра, жена, даже невеста друга. Чем приличнее дама, тем дороже стоит ее содержание».
1. Качели. 2. Фрагонар «О, если бы он был мне также верен!»
1. Качели. 2. Фрагонар «О, если бы он был мне также верен!»

Во второй части своей книги «История нравов» Эдуард Фукс в присущей ему манере то ли изучает, то ли препарирует культуру абсолютизма вместе с половыми отношениями общества того времени. Проделывает это хладнокровно: без стеснения и прикрас. Писатель рассказывает о парадоксах галантного века – классического века женщины, где она повелевает, царствует и является единственной пружиной, приводящей все в движение. Возвели ее на престол как живое воплощение чувственности, как предмет вожделения. Однако наделить политическими правами забыли, и мужчины, видевшие в неверности дам, жен желаннейшую пикантность, способную только повысить половое наслаждение, могли подвергнуть их на основании одного только подозрения в измене строжайшему покаянию, а именно пожизненному заключению в монастыре.

1. Утренний туалет. 2. Сломанный веер. 3. Добродетельная служанка
1. Утренний туалет. 2. Сломанный веер. 3. Добродетельная служанка

Восемнадцатое столетие – столетие непреходящей молодости. Люди не спешат стариться: женщине всегда около двадцати, а мужчине не более тридцати лет. Эта склонность эпохи к молодости выливается в конце концов в «систематическое форсирование половой зрелости». С самых ранних лет ребенок перестает быть ребенком. Мальчики уже к 15-16 годам становятся опытными любовниками, девочки теряют невинность уже в двенадцатилетнем возрасте.

1. Запретный плод. 2. Галантно-сатирическая гравюра. 3. Карикатура на обманутых мужей
1. Запретный плод. 2. Галантно-сатирическая гравюра. 3. Карикатура на обманутых мужей
«Раннее половое созревание – это, быть может, наиболее бросающаяся в глаза черта половой жизни эпохи старого режима, – приводила, естественно, к очень ранним половым сношениям и, само собой разумеется, к не менее частому добрачному половому общению. […] Другим доказательством форсирования половой зрелости в эпоху старого режима является частая повторяемость чрезвычайно ранних браков. Впрочем, это явление наблюдается только в дворянстве и денежной аристократии. Если не редкость тогда была двенадцатилетняя любовница, то пятнадцатилетняя супруга была в дворянском классе явлением обычным. […] например, герцогиня Бурбон-Кондэ, дочь Людовика XIV и Монтеспан, была выдана замуж даже одиннадцати лет. И не только формально. Брак был "совершен", как гласило официальное выражение для совершившегося полового акта».

В Галантный век в воздухе витают возбуждение, чувственность и любовное сладострастие. Все мечтают о рафинированном наслаждении, о том, «чем можно насладиться только один раз и может насладиться только один». От этого девственность превращается в этакий «лакомый кусочек», который все хотят отведать, но никто не думает оберегать «благороднейший жемчуг в короне земных радостей». Совращение девочек принимает маниакальную, чудовищную форму.

1. Любопытная жена. 2. Голландский дом терпимости. 3. Английская мода
1. Любопытная жена. 2. Голландский дом терпимости. 3. Английская мода
В вышедшей в 1760 г. книге «The battle of Venus» автор замечает: «По-моему, совращение девственности доставляет соблазнителю в смысле как физических, так и психических переживаний наивысшее наслаждение. Прежде всего, воспламеняется его воображение перспективой любви женщины, к которой он давно стремился и которой он давно домогался, женщины, которая никогда раньше (как он убежден) не покоилась в объятиях другого, женщины, красоту которой он видит первый и которой он же первый насладится. Это восхитительное направление воображения располагает до крайней степени тело к чувственному наслаждению».
1. Французская литография «Вакханка». 2.  Нарушенный укромный уголок. 3. Берлинская литография «Заноза»
1. Французская литография «Вакханка». 2. Нарушенный укромный уголок. 3. Берлинская литография «Заноза»

Любовь превращается в ремесло. Ее начинают изучать с малолетства, стремясь не быть в этой области простыми дилетантами, а достигнуть наивысшего мастерства. Впервые появляется понятие сексуального обучения. «Каждый воспитывает себя для любви, для любви же все воспитывают друг друга». В обществе процветают взаимное совращение и обман. Дамская мода идет рука об руку с веком и подбавляет масла в огонь: корсеты, преувеличенно стягивающие талию, постоянно давят на органы нижней части живота, что приводит к болезненной раздражительности. Множество разнообразных документов наперебой повествуют об увлечении каждой женщины «культом галантности», а точнее о ее помешательстве на мужском поле.

1. Леклерк «Сатира на монахов». 2. Нежное сопротивление. 3. Участь обманутых мужей, 1700 г.
1. Леклерк «Сатира на монахов». 2. Нежное сопротивление. 3. Участь обманутых мужей, 1700 г.
«Впрочем, Frauenzimmerlexicon ["Лексикон дамской комнаты"] объясняет (под рубрикой "похотливость") это состояние женщин их физическим и анатомическим строением. Столь же естественным автор считает превращение этого любовного томления в случае "длительного" неудовлетворения в настоящее помешательство ("бешенство матки"). […] Другой источник описывает приезд в 1772 г. в Париж турецкого посланника Заид-Эффенди. Его появление повергло массу женщин в состояние возбуждения, так как паша имел в своем гареме нескольких жен, то он казался воплощением мужественности».
1. Кевердо «Молодые встают». 2. Туалет. 3. Слишком поздно
1. Кевердо «Молодые встают». 2. Туалет. 3. Слишком поздно

В эпоху абсолютизма утонченность достигает своего апогея, женщина перерождается и превращается «из бревна в мастерицу любви». Однако истинное чувство теперь похоже больше на отдачу себя взаймы. Любовная связь является договором без постоянных обязательств. Женщина, снисходя до ухаживаний за ней кавалера, «отдает себя не всецело, а только на несколько мгновений наслаждения, или же для продажи себя за положение в свете». Можно автора книги обвинить в однобокости выбора литературы, иллюстративного материала и его подачи; в крайней субъективности и в утрировании царившей повсеместно безнравственности. Однако «История нравов» Эдуарда Фукса –прелюбопытнейший обзор малоизвестных документов, с ним стоит познакомиться, чтобы составить о нем свое мнение.