из цикла "Байки офисного планктона"
Внимание! Все сюжеты и персонажи вымышлены. Все совпадения имен или названий случайны.
А вы заметили, что среди всевозможных начальников слишком часто встречаются дураки? Заметили? А почему так получается, не задумывались? А я задумался…
Нельзя сказать, что я пришел к однозначному мнению на этот счет, но кое-какие мыслишки, надеюсь, заслуживают внимания читателей. Ими и поделюсь.
Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что дураки не рождаются начальниками. Нет, они так же, как обычные дети ходят в школы, поступают в ВУЗы, с грехом пополам оные оканчивают и начинают свою трудовую деятельность со скромных, далеко не руководящих должностей. И тут, вдруг, гостеприимно раскрывает створки дверей пресловутый социальный лифт, поднимающий дураков иногда очень даже высоко. Почему именно дураков, несмотря на то, что вокруг полно умных, честных, энергичных? А вот, именно потому, что умные и энергичные имеют независимое мнение по большинству вопросов. Начальству это не нравится. Дурак же своего мнения не имеет никогда, поскольку на это у него не хватает ума. Единственный для него возможный способ существования - «своим» считать мнение начальника. По любому вопросу. Начальству это нравится. Получив вышестоящее указание, дурак, не задумываясь, бросается его исполнять. Даже если оно в принципе не исполнимо. Не важно! Важно то, что умные даже не пытались исполнить невозможное указание, а он, дурак, ногами землю рыл, пытаясь его исполнить. Начальство это замечает. Начальство вообще многое замечает. И вот, исполнительный дурак получает повышение. Этот акт переполняет его чувством собственного превосходства. Это ведь он теперь руководитель, а не эти умники, которые имели еще наглость насмехаться над ним. И они еще пожалеют об этом.
Петя Теплов в коллективе ничем не выделялся. Поначалу. Трудился в договорном отделе, занимался оформлением и сопровождением договоров с клиентами. Способности средние, интеллект – тоже, общее развитие – на уровне телезрителя. Сам признавался, что книгу последний раз читал в 8-м классе. Но зато надежный, исполнительный и дисциплинированный, за что начальство прощало ему мелкие косяки и неумение связать два слова, как в устной речи, так и на бумаге. И вот, такой, на первый взгляд, очень средний человечек на моих глазах сделал головокружительную карьеру.
Все началось с того, что руководство нашего предприятия решило принять участие в отраслевой выставке. На подготовку к этому мероприятию были брошены лучшие силы, но от основных обязанностей никто исполнителей не освобождал, поэтому все они, под любым предлогом пытались от дополнительных задач отмазаться. Все, за исключением Пети. Этот старательно все исполнял, лишних вопросов не задавал и ел начальство глазами. В результате, указанием директора Петя был назначен ответственным за «проведение». Технари готовили стенды и тех. описания, коммерсанты сочиняли рекламные тексты и рассылали приглашения, маркетологи заказывали буклеты и сувениры, а Петя координировал. Руководил. Любая отраслевая выставка – мероприятие довольно скучное. Выставки посещают либо приглашенные, либо работники предприятий отрасли, для которых это повод свалить из опостылевшего офиса. Все три дня, пока проводилась выставка, Петя безотлучно провел возле стенда нашей фирмы. И если какой-то праздношатающийся посетитель подходил к стенду и задавал вопрос, Петя танцевал вокруг гостя танец почтения и старательно вылавливал разбредшихся по залу специалистов для ответов на вопросы. Коллеги смотрели на его старания с некоторым недоумением: с чего вдруг это он ногами землю роет? Но Петя уже почуял запах удачи. И не прогадал. В приказе о поощрении участников выставки фамилия Теплов стояла под номером один. Дальше – больше. Отличившийся Петя был назначен на вакантную должность начальника договорного отдела. Тут многие догадались, зачем он так старался на выставке. Дурак дураком, а умнее умных оказался. И весь коллектив узнал, что у Пети, оказывается, есть отчество: Леонидович.
Конечно, в глубине души руководящий дурак осознает свое ничтожество. Но и тут ему на помощь приходит его дурацкое самомнение. Убедив себя, что не обладая профессиональными знаниями и навыками, он обладает организаторскими и управленческими талантами, он начинает действовать. Вся его деятельность в итоге сводится к тому, что он удивительно эффективно мешает работать своим подчиненным. Дурак-начальник придумывает для них все новые и новые планы и отчеты, которыми пытается умаслить вышестоящее начальство. Вышестоящему начальству это нравится. Получив вышестоящее указание, такой «руководитель» даже не пытается вникнуть в суть вопроса. Он попросту транслирует (часто не точно) это указание одному из своих подчиненных. Отказов он не понимает и не принимает. Уточняющих вопросов – тоже. Тебе поставили задачу? Вот, и разбирайся! Мне как-то пришлось поработать под руководством одного такого. Для «справедливого» распределения нагрузки, он вел специальный график, и транслировал подчиненным вышестоящие указания строго по очереди, не обращая внимания на компетенцию и квалификацию конкретного сотрудника. А от исполнителя требовал отчет непременно в письменном виде, чтобы можно было зачитать на совещании.
Вышестоящего начальства дурак боится до дрожи в коленках. Самое страшное для него – начальственный гнев, и чтобы избежать гнева начальника, он готов на самые гнусные поступки. Например, обвинить в своих грехах непричастного, ничего не подозревающего сотрудника. Кроме того, он с упоением занимается всякой административной «лабудой» и горячо поддерживает любую кампанию. Будь то борьба за дисциплину или борьба за единообразие оформляемых документов.
Новоиспеченный завотделом Петр Леонидович Теплов сразу рьяно бросился наводить порядок во вверенном подразделении. Теперь все договорники под угрозой страшных репрессий писали планы: годовые, квартальные, ежемесячные, еженедельные и ежедневные. И, соответственно, отчеты о выполнении этих планов. На основе этих планов и отчетов, Петр Леонидович составлял планы и отчеты отдела и так красиво докладывал на совещаниях, что все мы, руководители среднего звена, с ужасом осознали: в ближайшее время «положительный опыт» договорников будет распространен и на другие службы. Так и случилось. С этих пор не только договорники, но и сотрудники других отделов мечтали подстеречь Петю в темном переулке, и с наслаждением свернуть его цыплячью шею. Но, как говорится, Остапа несло. Петя так эффективно стал бороться за соблюдение трудовой дисциплины, что редкий месяц обходился без вывешивания на доске объявлений приказа о вынесении выговора «за систематическое опоздание на работу». Работы у Пети было так много, что он уже начал пробивать новую вакансию - заместителя начальника договорного отдела.
Удивительные метаморфозы произошли и с самим Петей. Став Петром Леонидовичем, он начал передвигаться по офису медленно, высоко подняв голову. Встречных коллег он приветствовал неторопливым кивком, и далеко не все могли удостоится его голосового приветствия. Через какое-то время он даже научился говорить связно, не запинаясь и не глотая слова. Правда, смысла в его речах не прибавилось. Изъяснялся он стандартными фразами, как «Органчик» из незабвенного города Глупова. Моему подразделению довольно часто приходилось общаться по работе с договорным отделом, и мои подчиненные начали жаловаться, что Теплов их обижает, хамит. Назревал конфликт, из которого у меня не было шансов выйти победителем, ибо в отличие от Пети, я имел незавидную репутацию грубияна и правдоруба. Почему меня терпело начальство, до сих пор не понимаю. К счастью, Петя, благодаря своей глупости настроил против себя практически всех сотрудников, в том числе и всесильную бухгалтерию. Но несмотря на жалобы, директор поначалу не давал в обиду своего фаворита. Гром грянул, когда две самые опытные сотрудницы договорного отдела подали заявления «по собственному». Одну, правда, удалось уговорить остаться, но вторая так и уволилась. До начальства стало, наконец, доходить, что Петя не так уж и хорош, как это казалось в начале. Но что с ним теперь делать? Понижать в должности человека, вроде бы, не за что. Увольнять – тем более. Выход был найден изящный и парадоксальный, известный еще со античных времен: Петю повысили. Не успел он и двух лет поработать руководителем отдела, как стал заместителем коммерческого директора. Правда обязанности ему определял сам комдир – мужик грамотный и деловой. Не имея непосредственных подчиненных, Петя превратился фактически в оруженосца коммерческого, выполняя его постоянные и разовые поручения. А поскольку ничего серьезного Пете поручать нельзя (непременно завалит), поручения эти были просты и необременительны. Но громкая должность и неплохая зарплата у него сохранились. Свершилось! Офис пополнился еще одним деятельным бездельником.
Не берусь утверждать, что история Пети Теплова абсолютно типична. Пути попадания дураков на руководящие должности, конечно, разнообразны и порой замысловаты. Это, всего лишь, один эпизод из жизни одной компании, но он настолько показателен, что не написать об этом просто невозможно.
В заключение хочу упомянуть еще об одном «офисном» явлении: самодурстве руководителей. Самодуры среди руководителей встречаются довольно часто, и как я заметил, большинство из них дураки. Это наблюдение позволяет мне утверждать, что в основании начальственного самодурства лежит глупость. Поговорим об этом в отдельной статье, поскольку тема «Начальник-самодур» того заслуживает.
Другие рассказики из цикла "Байки офисного планктона".