Генрих VIII, взойдя на престол в 1509 году, решил возобновить Столетнюю войну и довести её до успешного для Англии завершения.
Совет отговорил его от этой рыцарской фантазии. Со временем, однако, советник Уолси нашел способ реформировать финансы короны, что позволило Генриху осуществить свою мечту - превзойти великого предка Генриха V. Это показало, что именно король устанавливал политику, даже если ее результат был в среднесрочной перспективе позорным провалом. Возможно, Совет все-таки был прав.
Уолси использовал свое положение администратора первых войн Генриха, чтобы произвести позитивные и долговременные изменения в правительстве Тюдоров. Он изобрел эффективную систему обогащения казны. Она заключалась в использовании гибких налоговых ставок и точных оценках истинного богатства налогоплательщиков, которые под присягой раскрывали размеры своего состояния перед назначенными из центра комиссарами. Чтобы поддержать кампанию Генриха, Уолси использовал эту систему в 1513-1515 годах, и вместе с дополнительными налогами, взимаемыми с духовенства, впервые за два столетия корона выглядела платежеспособной.
Однако такое агрессивное налогообложение не могло продолжаться долго без реакции народа, а масштабы военных амбиций Генриха были таковы, что быстро стало ясно, что власть не может находить баланс в бюджете и вести войну. Кампания Генриха 1513 года на севере Франции, приведшая к захвату Теруана и Турне, быстро превратилась в черную дыру, засасывавшую огромные суммы денег, тратившиеся на войска, корабли, продовольствие и боеприпасы, а также на субсидии ненадежным союзникам Генриха. Кроме того, оборона города Турне обходилась в 40 000 фунтов стерлингов в год, пока в 1518 году Уолси не сдался и не продал его обратно Франции.
Настоящее военное достижение было на другом фронте, на шотландской границе, где при Флоддене в сентябре 1513 года серия тактических промахов Якова IV, союзника французского короля Людовика XII, подарила графу Суррею ошеломляющую победу. Яков, три епископа, одиннадцать графов, пятнадцать лордов и около 10 000 шотландцев пали на поле боя, и Шотландия перестала быть проблемой для Генриха VIII почти на целое поколение.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду очень благодарен, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал.