Есть устойчивое мнение, что работать учителю в сельской местности намного проще чем в городе из-за того, что сельские ученики более спокойные, а статус учителя для них не пустой звук, хотя в плане учёбы и широты кругозора звёзд с неба они не хватают. В то же время городские дети более продвинутые и наглые, но также умнее и смышлёнее своих сельских коллег. Отчасти это правда, но не всё так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Нет, всё на самом деле просто, только дело не в самом типе населённого пункта, а кое в чём другом.
Если засчитывать университетские практики, то я успел поработать в трёх сельских школах и одной городской. Везде ситуация с детьми была разная, поэтому условно поделим эти школы на несколько групп и разберёмся, почему городские и сельские дети отличаются друг от друга.
Школа тип №1, городская среднестатистическая. Я проходил первую практику в обычной, максимально стандартной и типовой городской школе в таком же обычном жилом районе. Отправили меня работать с 8 классом. Первым уроком, на котором я присутствовал как наблюдатель, был урок географии. Маленькая группа «свободных и независимых личностей» не стеснялась при новом и незнакомом взрослом человеке хамить учителю, доводить её до истерики, и, под дружный хохот, в полный голос материться. К беспомощной учительнице я испытывал искреннюю жалость, а также становилось страшно за себя самого, ведь я вскоре должен был оказаться на её месте.
По социальному дневнику класса половина из тридцати учеников была из неблагополучных, неимущих или неполных семей. Самые отъявленные хулиганы были как раз оттуда.
Описанную выше картину с непотребным поведением можно было видеть на большинстве уроков с этим классом. Но должен заметить, что если устранить ту группку мелких «шалунов» из класса, то остальные дети были, хм... хорошими? Дети как дети, со своими радостями и проблемами. Кроме хулиганов и двоечников были также и те, кто учился на «отлично», готовился ко всем урокам и уважительно относился к учителям.
Школа тип №2, поселковая, где работа ещё есть. Эта школа была местом второй моей практики, и работать в ней было гораздо проще. Стоит сказать хотя бы то, что за полтора месяца практики я слышал нецензурную брань только один раз, и то школьники думали, что учителя рядом нет. В целом, ученики уже делали вид, что слушаются учителя и считают его авторитетом. Без провокаций и плохого поведения тоже не обходилось, но всё равно не сравнить с городской школой.
Что до социально-экономического состояния посёлка, то это практически единственное место работы для жителей всего района: там есть элеватор, железная дорога с работающей станцией, нефтехранилище, отделение «Роснефти», магазинчики местных бизнесменов, школы и больница. Многие советские предприятия и заводы уже закрылись, но назвать данный посёлок депрессивным всё же нельзя.
Тут также хочется упомянуть ещё одну школу, где я впервые начал официально работать учителем. Это была деревня, но из-за наличия работы местные жители всё ещё пытались поддерживать себя в порядке. Дети здороваются с учителем, пытаются соблюдать порядок и, в целом, опрятны и воспитаны — мальчики ходят в костюмах, девочки в школьной форме с белыми фартучками. Учитель является авторитетом.
Школа тип №3, деревенская, где работы уже нет. А вот это уже место моей последней работы. В отличие от деревни из абзаца выше, местным уже нечем заняться и одна часть людей ездит «калымить» в другие сёла и регионы, а другая часть живёт на одни пособия, в том числе и детские. Например, маме-папе нет ещё и 30, но уже имеют пятерых детей и нигде не работают. Образования у них вообще нет.
Разумеется, это отражается и на поведении детей. С учителем здороваются, дай бог, через раз, и слушаются тоже через раз. Вполне могут не дать дневник, ибо «не хочу». С отрицательными оценками активно спорят, а когда спорить бесполезно, начинают просто-напросто ныть и клянчить, чтобы не ставили двойку. Чётко прослеживается модель поведения по типу «мне все должны или обязаны».
Что касается хулиганов, то во всех упомянутых выше школах они присутствовали. Как правило, это были дети из неблагополучных семей. Чем таких семей больше, тем выше шанс появления такого ребёнка в классе.
Таким образом, можно сделать простой вывод: неважно, каков тип населённого пункта, в котором живёт ребёнок. Важно то, в каком обществе он растёт, какие люди его окружают и какова экономическая ситуация в городе, селе или деревне.
Спокойные и порядочные дети могут быть и в городской школе, как и отъявленные хулиганы в деревенской. Если родители воспитаны и имеют работу, а в населённом пункте есть возможность для реализации и развития личности, то и ребёнок будет более или менее воспитанным и способным хорошо учиться. Не всегда, но шанс этого будет выше. В этом и есть ответ на вопрос, почему сельские дети так отличаются от городских — сейчас в городе возможностей для реализации и развития просто больше, только и всего. А то, что сельские и городские дети обязательно соответствуют определённым рамкам из начала статьи, то это всего лишь стереотип.
Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!