В обществе сложился стойкий стереотип рабочего. Этакий малограмотный мужичок, слегка с похмелья, по "простому" выражающийся. Но времена меняются. Здесь хотелось бы на примере одной профессии показать, как уже на местах организуют свою работу обычные рабочие или рабочие- предприниматели. Служба КИП и автоматики есть почти на каждом предприятии (кроме совсем добитых до уровня технологий 19 века). Если завод или фабрика большие, то это целый цех, а не отдельная бригада. Но на многих небольших заводах, фабриках, в ЖКХ, где небольшие зарплаты и уровень автоматизации небольшой, невыгодно содержать таких специалистов. Поэтому сначала там сокращают такую должность, передавая обслуживание техники в руки простых электриков. А затем эти "простые" рабочие по своей малограмотности всё упрощают до уровня "двух кнопок" и ручного труда. Внедрить что- то современное невозможно, так как практика показывает, что сразу начинается "упрощение" технологий до уровня знаний работников (или просто порча оборудования).
А работников нет. То низкая зарплата, а в большинстве случаев и отношение к работникам служб КИП и автоматики. Ведь если они всё исправили и всё хорошо работает, то их можно посылать двор подметать, в цех погрузки помогать, ямы копать. Распространённая практика. А ведь это "рабочая аристократия" - знание схемотехники, электроники, компьютеров. Единичный товар на рынке труда. Да, согласно ЕТКС, схемотехнику должны знать все электрики, но на практике по каждой мелочи зовут киповцев - "а вот тут схема, а мы не понимаем". Причём количество грамотных работников, особенно в регионах, сокращается в связи с уходом на пенсию (ведь большинство - радиолюбители, которых в СССР поддерживали и развивали).
Кое- где на местах выход нашёлся. Оставшиеся в городках и посёлках специалисты КИП и автоматики регистрируются частными предпринимателями и не ходят на работу на предприятие, а оказывают услуги по обслуживанию и ремонту схем КИП и автоматики, видеонаблюдения и т.п. Пришёл по графику или по вызову, проверил или исправил и ушёл. Оплата по договору. Причём выше, чем была на предприятии, так как работодатель не несёт нагрузки в виде оплаты отпуска, больничных, пенсионных. А так как работник не занят круглый день, он заключил договора и с соседними предприятиями (котельной и небольшой фабрикой). Причём этот работник заинтересован в том, чтобы всё работало "как часы" и не было вызовов на аварии.
Но такая практика пока мало распространена, так как работодателям выгодно содержать привязанных к предприятию рабочих, которые "сидят" на месте. "А то вдруг что- выгружать, а у меня рабочих нет". Или "рабочий должен быть вот где" и показывает кулак- "рабочий должен жить в постоянном страхе, что потеряет работу".
И можно много говорить, что рабский труд неэффективен, но новые веяния трудно находят применение.
Рабочий - предприниматель
2 минуты
6 прочтений
15 декабря 2020