Найти тему
66.RU

Миллиардеры тоже бывают бедными. Рассказ о том, как на самом деле живут богачи

Оказывается, среди миллиардеров есть разделение на классы: бедный, средний, богатый и ультрабогатый. При некоторых обстоятельствах богачи просто не могут распоряжаться своими миллиардами. Хотя являются их хозяевами.

Создатель «Сушкоф» и «Жизньмарт», предприниматель Иван Зайченко объяснил, как такое расслоение возможно среди очень богатых людей.

«Бедный» миллиардер. Да, и такое бывает. Это основатель большой компании, который смог сохранить в ней долю больше миллиарда долларов. Его компания не размещена на бирже, а в миллиард ее оценили инвесторы, когда вливали деньги.

Бедный миллиардер своими деньгами распоряжаться не может. В 99% случаев основатели таких гигантских компаний просто не имеют возможности продать свои активы и вывести средства из организации. Дело в том, что когда инвестиционные фонды покупают долю, они всегда ставят условие: деньги остаются внутри компании и их вкладывают в рост, а не в карманы основателей.

Отсюда второе ограничение: «бедный» миллиардер даже не имеет дохода миллиардера. Ведь раз компания привлекает деньги у инвесторов, значит, у нее нет прибыли, которую могли бы получать и расходовать основатели. А любые свободные деньги в компании — это деньги бдительно следящих за расходами инвесторов.

Миллиардер «со средним достатком». Это владелец компании, которая котируется на бирже. Все его состояние — акции одной компании, которую он создал.

Размещение на бирже сильно меняет дело: акции становятся ликвидными и владелец может свободно реализовать часть своей доли в компании, превратив теоретические деньги в реальные банкноты, которыми может свободно распоряжаться. Купить себя яхту, виноградники и самолет. Но все-таки есть несколько «но».

Во-первых, емкость рынка. Этот миллиардер, скорее всего, не сможет разом продать все свои акции. Если большой пакет в один момент окажется на бирже, избыточное предложение сразу уронит цену компании.

Во-вторых, активная продажа основателями своей доли — плохой сигнал для рынка. Если основатель продает свою долю, скорее всего, он не верит в рост компании. А если так, то почему в это должны верить инвесторы?

В-третьих, отсутствие диверсификации. Состояние миллиардера «со средним достатком» сконцентрировано в одной компании, в одной индустрии. Как итог, миллиардер очень уязвим перед рыночной конъюнктурой и успехами одной компании. Если у компании выдался неудачный год, упала емкость рынка или выросла конкуренция, упадет и прибыль. Снизится и цена на бирже. Этого достаточно, чтобы оценка компании упала, скажем, на 70% и от миллиарда осталось 300 миллионов.

«Богатый» миллиардер. Тавтология, конечно, однако это высший пилотаж, элита миллиардеров. Этот человек может продать долю в своей компании, он свободен и может распоряжаться своими ресурсами, как захочет. И, скорее всего, эти ресурсы он инвестирует в широкий портфель активов.

Это может быть что угодно: акции, облигации, произведения искусства, недвижимость, вино. Инвестировать можно даже в женские сумки Hermes. Когда в следующий раз услышите, что, например, Абрамович купил очередную картину за 100 млн рублей, знайте: он не просто швыряется деньгами, а инвестирует. Чтобы потом продать купленное по более высокой цене.

«Богатый» миллиардер совершенно спокоен в случае кризиса: если в его активах что-то и подешевеет, то что-то другое обязательно подорожает. Потому что владелец портфеля уделяет вопросу диверсификации массу внимания. Красота. И риски минимальны.

И, наконец, последний тип — ультрабогач. Радикально другой тип людей. Такого миллиардера не увидишь в рейтингах Forbes, а структура его владений настолько огромна, запутана и непрозрачна, что он и сам может не понимать, сколько же у него на самом деле денег.

Да ему это и неважно: он не зарабатывает деньги, как мы с вами, а создает их, если потребуется. У него в распоряжении не компании или фонды, а целые страны. Я сейчас про бессменных правителей, например, этих стран:

  • Экваториальная Гвинея — Теодоро Обианг Нгема Мбасого, 39 лет правления;
  • Камерун — Поль Бийя, 36 лет правления;
  • Камбоджа — Хун Сен, 34 года правления;
  • Уганда — Йовери Кагута Мусевени, 33 года правления;
  • Иран — Али Хаменеи, 29 лет правления;
  • Судан — Омар Хасан Ахмед аль-Башир, 29 лет правления;
  • Чад — Идрис Деби, 28 лет правления;
  • Эритрея — Исайяс Афеверки, 27 лет правления;
  • Таджикистан — Эмомали Рахмон, 26 лет правления;
  • Белоруссия — Александр Лукашенко, 24 года правления.

Когда на тебя работает население целой страны, тебя не беспокоит, как заработать или сберечь деньги. Чтобы получить очередной миллиард, ультрабогач может по своему усмотрению использовать государственную структуру. Размер же его состояния можно выразить просто: оно равно благосостоянию страны, которой миллиардер владеет.