Найти тему
Михаил Светлов

Что такое материализм?

Материализм — монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта, и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему, и порождающем его мировом духе.

Ядро материалистического мировоззрения можно поместить в следующие три пункта.

  1. Реальность объективна, т.е. существует вне и независимо от познающего её субъекта.
  2. Истина достижима, но относительна, всякое познание ограничено своим предметом.
  3. Мир не нуждается в творце, все его явления обусловлены иными явлениями того же мира, т.е. мир самодостаточен.

Смысл первого пункта состоит в том, что вне сознания субъекта существует мир, который воздействуя на органы чувств порождает ощущения, и, как следствие этих ощущений, мысли. Не смотря на то, что данная позиция характерна для здравого смысла, существует ряд философских учений, отвергающих её. Данные учения объединены под общим названием “Субъективный идеализм”.

Основоположником субъективного идеализма в европейской философской традиции считается епископ Джордж Беркли. Согласно учению Беркли, существовать значит не что иное как быть воспринятым.Беркли. Основоположник субъективного идеализма.

“... странным образом, среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум…”

“... но рядом с этим бесконечным разнообразием идей или предметов знания существует равным образом нечто познающее или воспринимающее их…”

“Это познающее деятельное существо есть то, что я называю умом, духом, душою или мной самим.”

Таким образом, главным аргументом субъективного идеализма служит положение, согласно которому, поскольку все то, о чем мы можем только помыслить, дано лишь посредством нашего сознания, то нельзя говорить о существовании чего либо вне сознания.

Последовательное изложение субъективного идеализма необходимо приводит к его крайней форме — солипсизму. Т.е. концепции, согласно которой всё и в том числе другие субъекты существуют исключительно в нашем сознании, т.е. существует только наше Я.

Позиция солипсизма, и как следствие всего субъективного идеализма опровергается тем фактом, что наше Я имеет начало, а все, что имеет начало, должно иметь его вне себя, следовательно должно существовать вне нашего Я, которое дало ему начало.

Позиция материализма по данному вопросу, в свою очередь, подтверждается естественными науками, доказавшими, что мышление — это нечто иное, как развитая в процессе эволюции нервная система животных.

Второй пункт прежде всего утверждает объективность нашего познания, т.е. указывает на достижимость истины. НО кроме того уточняет пределы познаваемого. В этом вопросе материализму противопоставляется релятивизм и плюрализм, так или иначе отрицающие объективность познания.

Релятивизм исходит из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости нашего познания, постулируя таким образом преходящее значение всякой конкретной истины. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности и субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, т.е. к агностицизму.

Развитие познания, в процессе которого в некотором смысле преодолевается старое знание, можно объяснить как сужение области применения старого знания в связи с более глубоким исследованием. Так, например, механика Ньютона остается истинной для мира средних величин, несмотря на открытие квантовой механики и теории относительности. А геометрия Евклида продолжает использоваться несмотря на Лобачевского и Мана. То, что является неверным, это абсолютизация любой научной теории, т.е. попытка охватить ней абсолютно всё, позиционируя её постулаты и аксиомы как всеобщие истины. В этом смысле всякая истина относительна, т.е. ограничена областью исследованных предметов, как этого требует правило индуктивных умозаключений.

Таким образом, зерно истины, содержалось даже в геоцентрической системе эпициклов Птолемея, которая позволяла делать некоторые научные прогнозы, опираясь на математику и наблюдения.

С другой стороны, материалистическое представление об истинности объективности знания критикуется плюрализмом, сводящим всякое знание к мнению, считая при этом все мнения равноправными. Таким образом, плюрализм полагает, что истинность любого суждения устанавливается лишь относительной системой, в которой оно произведено, т.е. относительно изначальных констант, установленных произвольно.

Ошибочность плюрализма заключается в игнорировании практики, как критерия истинности. Именно на практике проверяется истинность той или иной концепции безотносительно каким-либо изначальным положениям либо мнениям других людей.

В свою очередь, знание, которое не имеет никакого отношения к практической деятельности, является не более чем предметом схоластических споров, не представляет собой никакой ценности и, следовательно, не имеет отношения к истине.

Третий пункт говорит о самодостаточности мира, отрицая тем самым наличие творца. Философское учение, противостоящее принципу самодостаточности мира называется объективным идеализмом. Родоначальником объективного идеализма считается древнегреческий философ Платон, считавший конкретные вещи лишь отголосками реально существующих идей. По отношению к материальным вещам идеи выступаю как образцы или матрицы, руководствуясь которыми Бог творит космос из бесформенной движущейся материи. Материя, со своей стороны, сопротивляется действиям творца, поэтому вещи получаются такими неидеальными, несовершенными по сравнению с их идеями. К примеру, любая существующая в материальном мире лошадь есть более-менее несовершенное воплощение идеи лошади как таковой, т.е. идеальной лошади.

Ученик Платона Аристотель критически подошел к концепции объективного идеализма своего учителя.

“Попытавшись заглянуть в самую сущность вещей, вскрытую за скорлупой их материального бытия, Платон истолковал идеи мистически. Идеи не могут существовать отдельно от тех вещей, идеями которых они являются.”

“Это лишь наше, человеческое мышление отделяет идею от единичных вещей, абстрагирует сущность вещи и представляет её отдельно от самой вещи, в виде идеи.”

“Так, идея лошади, не существует отдельно от реальных лошадей за пределами нашего мышления, по ту сторону человеческой души.”

“Нет никакого специального “умного места”, в котором обитали бы чистые идеи. Это заоблачное жилище идей — всего-навсего выдумка Платона, лишь поэтический образ, нарисованный воображением философа.”

Полное развитие объективного идеализма состоялось в трудах немецкого философа Фридриха Вильгельма Гегеля, создателя концепции абсолютной идеи. Согласно Гегелю, до возникновения природы вне времени и пространства существовала абсолютная идея, в процессе развертывания содержания которой возникло всё сущее. Абсолютная идея проходит три этапа развития, и в конечном итоге познает сама себя через сознание человека, завершая тем самым свое развертывание.

Позаимствовав разработанный Гегелем диалектический метод, двое его последователей Карл Маркс и Фридрих Энгельс, тем не менее критически подошли к системе объективного идеализма их учителя.

“Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление.”

“У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”

“Главный недостаток всего предшествующего материализма, включая и фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность, берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.”

“Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной чувственной деятельности как таковой.” — К. Маркс.

Из-за неспособности увидеть в материальном мире деятельной силы, объективный идеализм плодит духовные сущности, якобы стоящие за пределами мира, которые должны объяснять его возникновение и развитие. В действительности, мир самодостаточен, т.е. не нуждается в творце и управленце, что доказывает история научной практики, объясняющей явления мира исходя из его других явлений, не прибегая при этом к излишним сущностям.

Научный подход дал новое понимание мира как динамичной, постоянно изменяющейся системы, в противоположность о страх представлениях о статичном мире.

Таким образом, мир представляет собой непрерывную связь причин и следствий, что исключает необходимость привлечения внемировых сущностей для объяснения возникновения его явлений.

Рассмотренные здесь вопросы о сущности сознания, познания и бытия составляют ядро материалистического мировоззрения.

Спасибо, что дочитали до конца эту заметку. Была ли она вам полезна? Просим в комментарии.