Это одна из моих любимых притч: лаконичная по содержанию, но каждый раз заставляющая о многом подумать.
Однажды человек шел мимо одного дома с милым уютным крыльцом, на котором в кресле-качалке сидела с вязанием старушка, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а у их ног на крыльце лежала собака и тихо жалобно скулила, как будто бы от боли.
Человек удивился, почему же скулит собака, но ничего не сказал.
Возвращаясь обратно, он снова шел мимо этого дома. Он увидел ту же картину: престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую и также жалобно скулящую.
Человек был весьма озадачен. И он пообещал себе, что, если и в следующий раз собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары.
И в следующий раз, уже ближе к вечеру, он снова оказался у этого дома. И он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака лежала на том же месте и тихо жалобно скулила.
Он больше не мог этого выдержать.
— Извините, — обратился он к старушке, — что случилось с вашей собакой?
— С ней? — переспросила она. И с улыбкой ответила: — А, да она лежит на гвозде.
Человек был ошарашен… Но спросил:
— Если она лежит на гвозде и ей больно, почему же она просто не встанет???
Старушка улыбнулась и сказала спокойным, миролюбивым голосом:
— Это значит, ей больно уже настолько, чтобы скулить, но еще не настолько, чтобы сдвинуться с места.
Мораль, как водится, у каждого всегда своя.
Но лично мне, помимо красноречивого образа собаки - с которым, полагаю, и так все ясно (и кстати, всем не мешает время от времени проверять себя на наличие гвоздей вокруг) – очень нравится образ старушки.
Она не переживает, она видит, но не пытается помочь собаке.
Сначала это кажется нелогичным – ведь нас же всех учили помогать ближнему. Причем заучили настолько, что мы так этим увлекаемся, что забываем увидеть две вещи:
1. Прежде чем броситься помогать, неплохо бы уточнить – а просят ли нас о помощи, или мы собираемся побежать «причинять» добро против воли.
2. Вообще не стоит помогать в тех вещах, которые человек может сделать сам, и абсолютно легко. Но только когда захочет.
И поэтому то, что делает эта старушка – это позволяет собаке жить свою собственную жизнь. При этом – не жалея, не страдая, не беспокоясь, вообще не соотнося свою жизнь и свои эмоции с проблемой собаки.
И это высший пилотаж! И, к слову, единственно энергетически правильная стратегия: не мешать человеку проходить свой собственный жизненный путь.
Каждый раз, когда встречаю очередного человека, который жалуется, как все плохо, но при этом не делает абсолютно ничего, даже при наличии вариантов, я вспоминаю эту собаку, эту старушку – и останавливаю свою добрую душу, рвущуюся на помощь, демонстрируя великий дзен. Радует, что уже почти вошло в привычку...)