Елизавета II уже при жизни превратилась в легенду. Дело не только в том, что она занимает трон дольше любого правителя в мировой истории (с 1952 г.) — ей удалось сохранить престиж и статус Британской монархии несмотря на все испытания, выпавшие на долю ее страны. Одним из самых непростых периодов для Соединенного королевства стали именно восьмидесятые годы прошлого века — приватизация национальных предприятий спровоцировала протесты по всей стране.
Ответственность, лежащая на плечах Елизаветы II, колоссальна: помимо Великобритании, она остается действующим монархом в пятнадцати независимых государствах, в числе которых такие далекие и экзотические, как Ямайка и Содружество Багамских островов. Ее власть распространяется также на заморские территории Великобритании, например, Каймановы острова, Теркс и Кайкос в Атлантическом океане и остров Питкэрн в Тихом океане, неподалеку от Французской Полинезии.
В отделе нумизматики Исторического музея хранятся серебряные памятные монеты этих государств и заморских территорий Британии с изображением Елизаветы II. За долгое время правления ее профиль на монетах неоднократно менялся, отражая постепенное превращение красивой молодой женщины с тонкими чертами лица в зрелого и мудрого монарха, в символ британской нации.
Одним из самых знаменитых авторов королевских портретов был скульптор Арнольд Машен. Он сумел придать профилю королевы черты величественности и зрелости, не умалив при этом привлекательности королевы.
Это изображение чеканилось на британских монетах до 1985 г. Именно его можно увидеть на памятной кроне Гибралтара 1980 г., посвященной восьмидесятилетию королевы-матери — Елизаветы Боуз-Лайон, невероятно популярной в Великобритании. Королева-мать здесь изображена на фоне Гибралтарской скалы и омывающего ее моря. Серебряная поверхность монеты отразила возрастные изменения и морщинки, но супруга Георга VI выглядит прекрасной и величественной и в почтенном возрасте. На голове — ее любимая тиара «Соты», полученная в 1942 г. по наследству от Маргарет Гревиль.
В 1985 г. Королевский монетный двор представил новый образ Елизаветы II. Ее профиль стал более сдержанным, даже консервативным, одежда — более закрытой, соответствующей возрасту, появились серьги и ожерелье, а тонкую и изящную «Свадебную» диадему на голове королевы сменила «Бриллиантовая» диадема, или диадема Георга IV, изготовленная в 1820 г. для его коронации. Такой выбор во многом символичен: место традиционных геральдических лилий в этой диадеме заняли четыре букета из роз, чертополоха и трилистника — цветочных эмблем Англии, Шотландии и Ирландии. Новый портрет получил название «Царственная и нестареющая» – именно так его автор, Рафаэль Маклуф, объяснил критикам, почему он постарался изобразить королеву моложе, чем в жизни.
Годовщина, отмечавшаяся в 1986 г., ознаменовалась юбилейной конференцией в итальянском городе Ассизи. Принц Филипп как президент фонда пригласил принять в ней участие религиозных деятелей, представлявших буддизм, индуизм, христианство, ислам и иудаизм. Результатом стало появление Ассизских деклараций, подчеркивавших связь религии и живой природы. Дизайн памятной кроны Теркса и Кайкоса взывает к насущным экологическим проблемам: на его реверсе изображена килеватая циклура — обитающая на островах ящерица из семейства игуановых, вид, внесенный в Красную книгу и находящийся на грани исчезновения.