Почти 90 лет назад (22 марта 1932 года) стареющий буревестник революции, грозно насупив кустистые брови, сурово вопрошал: «С кем вы, мастера культуры?».
В данной заметке автор попытался ответить на вопрос: «Откуда вы, мастера культуры?».
Где, в каких местах нашей необъятной Родины трудятся и творят мастера культуры. В каких регионах наиболее плотная популяция этих замечательных особей.
Странный вопрос- сразу возразят оппоненты- конечно в Москве!
Интуитивно это понятно. Где больше денег- там и мастера культура.
Однако, попробуем разобраться в этом вопросе более детально, на основе анализа статистических данных.
В рамках небольшой заметки ограничим предмет исследования наиболее популярной частью мастеров культуры- артистами.
Прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, необходимо определить: кого считать «мастером культуры» применительно к артистам?
Государство ввело формальный критерий: учредило звание «Народный артист Российской Федерации».
Это, как бы преемник существовавшего до 1991 года звания «Народный артист СССР», учрежденного в 1936 году.
Посмотрим сколько деятелей культуры и когда получили это звание.
Что мы видим?
В советские годы количество народных повышалось. Но медленно.
И только с приходом демократической власти- всплеск. Дала новая власть свободу творчества, возможность дерзать, раскрыла таланты, зажатые тоталитарным режимом.
За двадцать лет народных в новой России стало на 30% больше, чем за предыдущие 55 лет при коммуняках. «Народный артист СССР» за все годы получили 1006 человек, при новой власти-почти 1300.
А если учесть, что население России почти в два раза меньше, чем было СССР, новые дарования начали появляться почти в три раза чаще.
Вот она- волшебная сила демократических преобразований!
Справедливости ради, надо отметить, что в 1990-91 гг. еще присуждались звания «Народный артист СССР»: в 1990- 29, в 1991- 32.
Кстати. По сети гуляет миф- последний кто получил это звание- Алла Борисовна Пугачева.
Опровергаю.
Во- первых, указы о присвоение звания не были персональными. Писали скопом, по несколько человек. Указ про Пугачеву (от 20.12.1991г.)- 9 человек. В алфавитном порядке. Буква «П» в этом списке не была последней.
А во-вторых, на следующий день (21.12.1991г.) успели выпустить еще один указ. На двух человек. София Станиславовна Пилявская и Олег Иванович Янковский.
Т.к. «Я»- последняя буква алфавита- последний, кто стал народным в СССР- Янковский.
Несколько портит благостную картину последнее десятилетие. Скатились к самым мрачным сталинским временам.
Как так? Что случилось?
7 сентября 2010 г. Президент подписал Указ (№1099) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Какая основная функция власти? «Держать и не пущать». Короче- лафа кончилась.
«Вот он. Путинский режим. Душитель культуры»- подумает читатель.
И будет не прав. Указ подписан Д.А. Медведевым. Думал его вклад в развитие страны ограничивался переводом стрелок часов и переименованием ментов в полицаев. Оказывается, и в развитие культуры вклад внес.
В результате: иногда год прошел- а новых народных нет.
После довольно продолжительного вступления, перейдем к основной теме исследования.
Итак: в каких же регионах проживают эти мастера сцены и экрана? (по данным за последнее десятилетие).
Что мы видим.
Больше 80% новых «народных»- из Москвы и Питера. А меньше 20% в других регионах. При этом представлены только 22 субъекта федерации из 85.
Ну правильно- самые большие города. Самое простое объяснение. Но не самое верное. Вот картинка по населению России.
Большие города Москва и Питер. Но в них- чуть больше 12,5% населения.
На 12,5% населения- 80% «народных»!
«Да это все «понаехавшие»!»- скажет читатель.
Не совсем верно.
Попробуем разобраться. Посмотрим: кто где родился.
Хотя тут немного сложнее.
Во- первых, 20 человек (15%)- уроженцы бывших советских республик. Больше всего, естественно, с Украины-8.
Во- вторых, есть и те, кто родился в «дальнем зарубежье». 4.
С двумя- понятно: родители за границей служили (Дмитряк- Австрия, Ковальчук- «Тайны следствия»- ГДР).
Но есть и два чистокровных болгарина. Один из них- папа Филиппа Бедросовича. Бедрос Филипос Киркоров. Сейчас как бы новгородец- получил звание как солист Новгородской филармонии.
Вот что в итоге получается.
Разница существенная.
Но все равно. На 52,5% питерских и московских- 80% «народных».
Получается, талантливые артисты в столичных городах рождаются в полтора раза чаще, чем на периферии.
Конечно, в столицах больше возможностей для юных талантов. Театры, концерты, филармонии.
Но может быть, если бы те «понаехал», на родине остался, и там бы больше возможностей появилось.
Ведь создали в советское время научные школы в Новосибирске, на Урале, на Дальнем Востоке. И ехали туда ученые из Москвы, из Питера. Условия создали.
Или не надо этого?