Продолжаем знакомить вас с воспоминаниями звукоинженера Александра Эша, который в 90-х годах участвовал в создании альбома Queen «Made In Heaven». Первую и вторую части мемуаров можно найти по ссылкам. Приятного прочтения.
«Началась работа над «Made In Heaven». В первые две недели мы трудились над созданием и оцифровкой таких треков, как «It's a Beautiful Day, «I Was Born to Love You», «Made in Heaven» и «Heaven for Everyone».
Для какой-то песни мы записали довольно сложные синтезаторные наложения. За инструмент сел Майк Кроссли, а его руководителем стал Джон Дикон. Много лет спустя я снова встретился с Майком в музыкальной студии, где он был штатным инженером.
Помощник Роджера, Мартин Гроувс, был очень добр, когда одолжил мне усилитель Vox AC30 для моего первого концерта. Шоу должно было состояться сразу после сессий с Queen в «Rock Garden» (Ковент-Гарден). Каким-то образом он узнал, что у меня нет подходящего усилителя для концерта. Я часто задаюсь вопросом, использовал ли когда-нибудь этот усилитель Брайан, или мне дали запасной экземпляр, который просто лежал без дела.
После Abbey Road я начал работать в студии «The Town House» в Шепердс-Буше. В середине августа 1995 года в студийном дневнике мне вновь попалась карандашная запись «Queen+ Дэвид Ричардс», благодаря которой я узнал об аренде ими студии на две недели. Через несколько секунд напротив объявления стояла моя фамилия.
За несколько дней до начала сессии мне позвонил Дэвид Ричардс. Я знал, что он хочет заранее обговорить некоторые технические детали и нюансы записи. Всё это заставляло меня нервничать. Но это напряжение сразу же исчезло после звонка Дэвида. Он оказался очень приятным собеседником и напомнил мне о нашей последней встрече в Mountain Studios. Я думаю, что он специально позвонил, чтобы взбодрить меня, попутно разъяснив направление предстоящей работы. Я также не забыл упомянуть, что работал с Queen на первой сессии в Abbey Road. Тогда я не мог поверить, что буду участвовать в финале записи «Made in Heaven». Это казалось настоящей фантастикой.
Дэвид спросил, чем я занимался всё это время. Чаще всего я помогал главному инженеру, а также микшировал записи музыкантов. Дэвид предложил начать работу в ближайшую субботу, но я попросил дать мне один выходной, так как уже был приглашен на свадьбу лучшего друга. Он легко отпустил меня, сказав, что свадьба важнее. «Тогда мы начнем в воскресенье. Ты не против?» - с улыбкой спросил он. Чуть позже я узнал, что альбом должен быть закончен к концу месяца. Его планировалось выпустить в ноябре, поэтому у нас было только 4 недели на создание законченной музыкальной формы.
Сессии в «Town House»/ Студия 1
Воскресенье, 3 сентября 1995 года.
11.30 – 23.00 – «I Was Born to Love You» – Mix.
Понедельник, 4 сентября.
11.00 – 21.00 - «I Was Born to Love You» – Mix.
Вторник, 5 сентября.
11.00 – 21.00 - «I Was Born to Love You» – Mix.
Во второй половине дня техник Брайана Пит Маландрон принес в студию его гитару и усилитель Vox AC30. Тогда мы планировали записать гитарные наложения для «You Don't Fool Me». Дэвид попросил меня установить два микрофона Shure 421 в дальней части комнаты. У нас уже было два SM57 на передней панели, но они не были использованы в записи.
Брайан взял гитару и усилитель. Никаких педалей. Через мгновение в комнате раздался знаменитый звук Red Special. Так началась продолжительная и довольно изнурительная запись. Гитарист удобно расположился перед пультом управления, где находились мы с Дэвидом.
Брайан ясно представлял, какой звук должен появиться в песне. Основный гитарный рифф был уже записан. Оставалось лишь добавить гитарное соло. Для этого Брайан взял клочок бумаги и нарисовал на нем карту точек. Это была своего рода подсказка, как будет двигаться его рука во время проигрыша. Такое близкое общение с Брайаном возродило в памяти воспоминания о съемках клипа «Radio Ga Ga». Но в отличие от студийной записи, сценарий видео превосходил мое юношеское воображение.
Вторник, 5 сентября – продолжение.
21.00 – 24.00 – «You Don't Fool Me» - гитарные наложения.
Среда, 6 сентября.
11.00 – 17.00 – окно (замена ленты).
17.00 – 24.00 - «You Don't Fool Me» - основная запись и микширование.
24.00 – 2.00 – продолжение работы.
Тем вечером я допоздна засиделся в студии. Музыканты и техники уже ушли, но мне необходимо было закончить работу с копиями. Всё это время гитара Брайана надежно хранилась в рубке управления. Я знал, что меня никто не увидит, поэтому спокойно любовался на её красивый футляр. Внезапно я раскрыл его, но так и не решился взять прекрасную Red Special в руки и сыграть на ней.
Четверг, 7 сентября.
11.00 – 21.00 - «You Don't Fool Me» - гитарный овердаббинг (специальная техника, при которой музыкальный отрывок записывается и накладывается несколько раз. – Прим. пер.).
20.00 – 10.00 - «You Don't Fool Me» - программирование и запись.
В 3 часа ночи Дэвид предложил мне пойти домой, заверив, что вскоре последует моему примеру. Но мне все-таки кажется, что ему было комфортнее работать в одиночестве, так как тогда он приступил к записи особенной вещи под названием «Track 13».
Пятница, 8 сентября.
Выходной. Днем я встретил в гостинице «Sun» в Барнсе Пита Маландрона, который пришел туда со своим другом. В то время за углом находился офис международного фан-клуба Queen. У Брайана тоже был дом в Барнсе, хотя я не уверен, что он жил там в те годы. Пит сидел у окна паба и напряженно о чём-то думал. «О чём задумался?» - окликнул я его. «Я всегда волнуюсь, когда беру с собой гитару Брайана. Сейчас она в багажнике машины, но её футляр такой хрупкий…» Тем не менее он решил остаться в пабе.
Суббота, 9 сентября.
11.00 – 01. 00 - «You Don't Fool Me» - Mix.
Воскресенье, 10 сентября.
12.00 – 01.00 - «You Don't Fool Me» - Mix.
Понедельник, 11 сентября.
12.00 – 24.00 - «You Don’t Fool Me» - продолжение работы.
Вторник, 12 сентября.
12.00 – 01.00 - «You Don’t Fool Me» (бесконечная запись).
Среда, 13 сентября.
12.00 – 14.00 - «You Don’t Fool Me» - Mix.
14.00 – 24.00 – «A Winters Tale» - Mix.
Четверг, 14 сентября.
14.00 – 02.30 - «A Winters Tale» - Mix.
Пятница, 15 сентября.
14.00 – 16.00 - «A Winters Tale» - Mix.
16.00 – 01.30 – «I Was Born to Love You» - Mix.
Суббота, 16 сентября.
12.00 – 02.00 - «I Was Born to Love You» - Mix.
Воскресенье, 17 сентября.
14.00 – 04.00 - «I Was Born to Love You» - Mix.
Джордж Майкл
На второй неделе моей работы с Queen к нам в гости заглянул Джордж Майкл. Тогда многие техники думали, что он споет одну из песен. Тогда мы сидели в рубке управления и разговаривали обо всем на свете. В какой-то момент речь зашла о The Beatles и их предстоящем релизе «Best Of». Тогда Брайан признался, что не поддерживает идею выпускать весь старый материал. На это я заметил, что поклонники всё равно купят его, как и будущий диск Queen, который нам обязательно нужно закончить. Внезапно все замолчали. Тогда же я осознал всю двусмысленность произнесённых слов. Мне не хотелось никого обижать, но дело было сделано. Спасибо Джорджу, который вовремя перевел разговор на другую тему. Больше мы не говорили об этом.
Роджер решил, что нам всем нужно передохнуть, поэтому предложил пойти посмотреть на старый гараж, который находился через дорогу от студии, в районе Голдхок-роуд. Там он увидел чёрный лимузин «Cadillac», который ему очень понравился. На следующее утро Роджер пришел в студию и сказал: «Не говори Джиму, но я купил машину».
Я не записал в дневник, над какими песнями мы работали на третьей неделе, но я почти уверен, что это были «It’s a Beautiful Day», «Let Me Live» (которая нуждалась в ремиксе, так как предыдущая версия нарушала авторские права), «Made in Heaven», «My Life Has Been Saved» и «Track 13». Со временем очень многое стёрлось из памяти».
Продолжение следует…