Найти тему
ChronoTalk

"Звучи! Эуфониум" — волнение, музыка, непростые отношения и девочки из "мема"

Оглавление
Hibike! Euphonium
Hibike! Euphonium

Что приходит в голову, когда речь заходит о "музыкальных" аниме? Большинству, наверное, K-on, ведь это уже своего рода классика, а шутки про украденную с тортика клубнику бороздят интернет до сих пор. Лично я в таких случаях вспоминаю Beck. Еще у нас есть Твоя Апрельская ложь, Нодамэ Кантабиле и целый ворох сериалов про идол-группы. Перечислять можно долго, поскольку произведений в этой стезе выпущено довольно много.

Однако сегодня я напишу об одном из крепеньких представителей "Жанра" - Hibike! Euphonium или "Звучи! Эуфониум". За первоисточник отвечает одноименное ранобэ, а адаптацией занималась небезызвестная Kyoto Animation, заслуги которой всем вам и так прекрасно известны. Постараюсь в привычной мне манере высказаться об оставленных после просмотра сериала впечатлениях, чтобы вы могли сориентироваться и, возможно, даже заинтересоваться. Начнем, как и поведено, с завязки.

На пути к высотам

Hibike! Euphonium. Хазуки, Кумико, Рэйна и Сапфир. Простите, Мидори
Hibike! Euphonium. Хазуки, Кумико, Рэйна и Сапфир. Простите, Мидори

История берет свое начало с того, как наша главная героиня - Кумико Омаэ - переходит в старшую школу. Еще обучаясь в средней, она была близка к музыке и состояла в духовом оркестре, играя на замечательном инструменте под названием Эуфониум. "Заразилась" музыкой она благодаря своей старшей сестре, поэтому продолжала играть, пусть и не стремилась к чему-то особенному. В это же время она встречает своих новых подруг: Хазуки и Сапфир. Вторая, к слову, немного стесняется своего интересного имени и просят называть ее просто Мидори. Все вместе они планируют вступить в клуб духового оркестра, но уже в старшей школе.

И все было бы нормально, не наткнись Кумико на свою бывшую коллегу Рэйну Косаку. Их связывает общее прошлое, так как они обе некогда играли в одном коллективе. Может показаться, что это очень кстати, вот только в один из тех моментов между Кумико и Рэйной произошел не самый приятный инцидент. Подобные оркестры частенько выступают на специальных конкурсах и как раз в одном из таких прошлому коллективу не посчастливилось добиться своей цели. Точнее здесь все зависит от отношения самих участников к этой цели и именно это "отношение" и посеяло семена раздора между Рэйной и Кумико.

Первая изначально поставила высокую планку, прикладывая все свои силы для ее достижения и видя в ней непростой путь к подобию мечты. Кумико же была более приземленной и изначально не питала особых надежд на исключительный результат. Поэтому, в попытках утешить знакомую, она случайно поведала о своем настрое, чем и вызвала резкое неприятие со стороны Рэйны. Так и разошлись их пути в довольно мрачных тонах. Этот случай отлично отпечатался в памяти главной героини, поэтому повстречав старую знакомую, она всерьез раздумывает оставить идею о вступлении в клуб. Несмотря на это, новые друзья уговаривают ее передумать. Осталось только каким-то образом наладить отношения с Косакой, определиться с инструментом и сделать еще целый ворох дел, который и ожидает нас на протяжении 14 эпизодов сериала. И это не просто повседневность с приправой в виде музыкальной тематики, здесь есть несколько интересных особенностей.

-3

Большие перемены и музыкальное искусство

Hibike! Euphonium. Кумико, Сапфир, Хазуки и Рэйна
Hibike! Euphonium. Кумико, Сапфир, Хазуки и Рэйна

Если подумать, то у нашей героини довольно солидный опыт игры за плечами, а значит она будет чувствовать себя относительно вольготно? Не тут то было, ведь мы уже затрагивали тему о том, что играла Кумико хорошо, вот только не прикладывала каких-то особых усилий. К тому же, она всерьез хочет сменить инструмент, поскольку Эуфониум ей порядком приелся. Так или иначе, но на новом месте все будет далеко не гладко. Куратором оркестра выступает молодой учитель Нобору Таки, сразу предлагая участникам сделать выбор между игрой ради удовольствия и выходом на страну. Путем голосования было решено бороться за второе, пусть придерживались подобного мнения и не все. Начиная с этого момента, героям придется приложить множество усилий, чтобы приблизиться к этой установке.

Повседневность бывает разная и поскольку сам жанр частично однотипен, то разнообразить его какой-нибудь характерной особенностью вполне себе здравое решение. Несмотря на это, подавляющая часть повседневности просто концентрируется на жизни типичного японского школьника, который особо ничем не интересуется. В нашем же случае, в качестве этой характерной черты выступает оркестр. Логично предположить, что музыкальной тематике будет отведено какое-то время.

Кадр из Hibike! Euphonium. Пиар-компания Эуфониума в действии. Аска умеет убеждать
Кадр из Hibike! Euphonium. Пиар-компания Эуфониума в действии. Аска умеет убеждать

И однозначным плюсом Hibike! Euphonium является тот факт, что музыка в аниме действительно не обделена вниманием. Недавно я писал о сериале "Мы свяжем лодку" про бытность создателей словарей, так вот здесь у нас бытие участников оркестра со всем вытекающим.

Я когда-то сам окончил музыкальную школу, и хотя в оркестре никогда не играл, но сама атмосфера мне немного близка. По этой причине мне было интересно наблюдать за происходящим на экране. Вы сможете узнать об особенностях того или иного инструмента, примерном составе оркестра, репетициях и, естественно, трудностях с которыми можно столкнуться занимаясь таким делом. Большинство музыкальных аниме акцентируют свое внимание на вокале или небольших коллективах. Здесь же, не устану повторять, целый оркестр, а это является еще одним пунктом, выделяющем этот тайтл среди остальных. Но оркестр - это лишь надстройка над основной историей, а она, как водится, о людях. И с персонажами в Hibike! Euphonium все крайне занимательно.

-6

Персонажи и отношения

Hibike! Euphonium. Две главные героини
Hibike! Euphonium. Две главные героини

Я нечасто выношу подобные вещи в отдельные пункты, потому что в этом плане меня довольно сложно удивить. Как правило, мы имеем лишь набор привычных архетипов и в этом нет ничего плохого. Все зависит от того, какое эти архетипы получат развитие. Сказанное выше особенно сильно касается жанра повседневности, который, по сути, на персонажах и держится. Об этом я писал в отдельной статье, поэтому можете ознакомиться с ней по желанию. Касательно же нашего гостя, то основные действующие лица здесь получились довольно интересными.

Во-первых, главных героев здесь два - это Кумико и Рэйна, наблюдение за взаимоотношениями коих может "сделать" для вас всё аниме. Конечно, первой уделяется больше времени, но явно чувствуется, что Рэйна играет важную роль и я уверен, что в дальнейших произведениях по франшизе роль эта станет куда существенней. Почему же за этим увлекательно следить? Потому что они не плоские и каждая располагает некой индивидуальной чертой, причем не особо типичной.

Это, к слову, и является причиной по которой они вообще интересуются друг другом. Добрая и веселая с виду Кумико, например, довольно пассивная внутри. Можно ли сказать, что она плывет по течению? Это очень тонкий вопрос, скорее она просто не видит перед собой ориентира, а потому неспешно бредет, имея лишь примерное представление о конечной точке пути. Кумико - девушка, сокрытая оболочкой, которую Рэйна намеревается сорвать.

Что же касается самой Рэйны, то все не хуже. В какой-то степени она идеалистка, всячески стремящаяся к "особенности". Она ставит высокие цели и делает все, чтобы их достичь. Косака не носит масок, а значит довольно прямолинейна. Она прямо заявляет, что не желает заводить знакомств с неприятными ей людьми, причем говорит об этом ясно, не испытывая какой-либо неловкости. Но это вовсе не означает, что она бесчувственный робот, а даже совсем наоборот. У нее есть совершенно пуленепробиваемые места, с другой стороны имеются и те, где она крайне чувственна. В общем, построение их отношений - один из столпов сериала и самой ударной его точкой служит восьмая серия. Если пойдете смотреть, увидите сами.

Во-вторых, не только эти двое выделяются, знаете ли. Я могу с уверенностью подчеркнуть еще, как минимум, двух персонажей этого тайтла. Например ученица второго класса старшей школы - Нацки Накагава. Изначально кажется довольно безразличной к происходящему персоной, но стоит только дать ей время... Такого друга еще поискать надо. Всегда поддержит, утешит, повеселит. Сцены с ней зачастую та еще красота в эмоциональном плане. В общем, не девочка, а золото.

Не обойдем стороной и Аску Танако - учащуюся третьего класса старшей школы и вице-президента клуба духового оркестра по совместительству. Это она уговорила главную героиню вновь играть на Эуфониуме, несмотря на все протесты и "не хочу". Жизнерадостная и веселая Аска делает добрую половину комедийных сцен. Если она мелькает в кадре, значит велика вероятность того, что скоро что-то да произойдет. Довольно популярный, кстати, персонаж. Я частенько на него натыкался раньше, а он вот оказывается откуда. Но разве это все? Нет, и этот непоседливый огонек также не так прост. Но тут уже сами смотрите.

Резюмируя перечень действующих лиц могу заключить, что в этом плане у аниме все хорошо. Обычно мы имеем один-два любопытных образа, а тут их целая компашка. Не стоит думать, что они располагают какой-то запредельной глубиной, но они хороши и в них видятся личности. К тому же, это только первый сезон, который просто запускает историю.

-10

Синергия приятных мелочей

Hibike! Euphonium
Hibike! Euphonium

Если объединить все достоинства и прочие частности, то они сложатся в целостную картину, причем будут работать и дополнять друг друга. Hibike! Euphonium использует неплохие по отдельности, но очень складные вместе элементы. Благодаря этому все выглядит как-то "ровно" и легко усваивается по ходу просмотра.

Оркестровая деятельность с должной ей проработкой сплетается с развитием взаимоотношений между персонажами, причем сделано это с изюминкой. Это отчасти напомнило мне о хваленом мною же OreGairu. Здесь вам и музыка и немного романтики, а сверху еще и капелька драмы. Дозировка этих элементов выверена точечно, за что следует поблагодарить автора оригинала. Аяно Такэда смогла вдохнуть в историю жизнь, спроектировав ее на интересном базисе из музыкальной составляющей.

Герои растут над собой, сюжет идет своим чередом, все на своем месте. Хотя история немного проседает в короткий промежуток времени в районе середины сериала, ближе к концу она выстреливает с силой пушечного ядра. На моменте с конкурсом я даже заволновался. Серия с ним - это кульминация всего сериала и сделана она на отлично.

Здесь мы вновь возвращаемся к тому, что адаптацией занималась Kyoto Animation, а следовательно аниме может похвастаться красочной рисовкой. Конечно, до уровня, например, Violet Evergarden ей далековато, однако фирменный стиль студии читается невооруженным взглядом. Яркие и сочные краски, а также исключительно детализированные глаза. Про музыку также забывать не будем, саундтрек нормальный, но соль в другом.

У нас же оркестр, правильно? Он играет музыку, логично. Много времени в аниме уделяется репетициям, и в большинстве своем персонажи играют в одиночку, либо небольшими группами в зависимости от инструмента. Более того, играют чаще всего отдельные отрывки. И звучит это не шибко броско, ясное дело. Поначалу не особо проникаешься всеми этими простенькими мелодиями и отрывками, однако, когда оркестр начинает играть вместе, особенно в моменте с конкурсом, происходит магия. Ведь все эти разрозненные отрывки сплетаются воедино, так еще и в целом ручье разного звучания десятков музыкантов. И пока слушаешь, распознаешь те самые кусочки, которые герои наигрывали тогда. Вроде и мелочь, а как приятно.

-13

Подытожим

Hibike! Euphonium
Hibike! Euphonium

Hibike! Euphonium во многом похоже на те сериалы по которым я писал статьи в последнее время. Однако на их фоне оно более напряженное и чуть более динамичное. Это крепенький сериал ознакомиться с которым вам, как полагаю, не помешает. Здесь все зависит уже от настроя, поэтому если вы хотите чего-то поспокойнее, но до разработки словарей еще не дотянули, то Эуфониум для вас. Неплохие персонажи за которыми интересно наблюдать, проработка оркестра и хорошая техническая составляющая, что еще нужно? А вот чего не нужно, так это питать завышенных ожиданий.

У меня манера писать такая, что может сложиться впечатление, словно мне все нравится, но дело в том, что я просто люблю детальность. Если есть что сказать, то говорю. А говорить всегда проще и приятнее о положительном, а в частности, о плюсах. Это лирическое отступление, впрочем, к сериалу не относится и он мне действительно зашел. Надеюсь все понимают, что это не гарантирует того, что он понравится вам. Но к просмотру его я рекомендую и в будущем планирую смотреть продолжение.

А еще это юбилейная пятидесятая статья на канале с чем я всех нас и поздравляю. Спасибо, что вы здесь. Чуть позже кинусь в сентиментальности в отдельном обращении, а на сегодня все. До новых встреч и не болейте.

-15