«Сбербанк», то есть, пардон, «Сбер», обрадовал нас новой креативной рекламой, главным героем которой стал Жорж Милославский - персонаж, придуманный Михаилом Булгаковым и воплощенный на экране Леонидом Гайдаем в культовом фильме «Иван Васильевич меняет профессию». По сюжету ролика Жорж попадает в наши дни, где пользуется всеми благами, которые ему может предоставить так называемая экосистема «Сбера», в том числе сервисом по доставке еды под игривым слоганом «Съешь меня, Жорж!». В финале ролика (мы не боимся быть спойлерами, поскольку это видео, наверное, не видел только не имеющий ни телевизора, ни доступа в интернет) восхищенный преимуществами упомянутой экосистемы Жорж немного модифицирует свой знаменитый по фильму «Иван Васильевич меняет профессию» афоризм «Храните деньги в сберегательной кассе», заменяя слово «деньги» на «блюда», «фильмы», «музыку» и прочие вкусняшки, которые теперь нам может обеспечить «Сбер». Естественно, за наши деньги, или если не за наши, то в кредит или рассрочку.
Ролик, конечно, удался, и не в последнюю очередь благодаря обаянию Леонида Куравлева, сыгравшего роль Жоржа Милославского в знаменитой кинокартине Гайдая. Вот только каждый, кто хотя бы раз посмотрел «Иван Васильевич меняет профессию», знает, что Жорж, несмотря на все свое обаяние, вообще-то вор и рецидивист. Даже несмотря на то, что он патриот, и в фильме (в пьесе Булгакова этот сюжет отсутствует) спасает Россию от распада. Но в отличие от управдома Бунши, случайно попавшего на царский трон, Жорж свою сомнительную профессию совсем не меняет. Поэтому яркая реклама «Сбера» выглядит, мягко говоря, с душком и наводит вкладчиков и иных клиентов банка-экосистемы на мысль, что, мягко говоря, тебя здесь могут нагреть. А почему бы и нет – ведь, выражаясь словами Бунши о Милославском, «у Шпака - магнитофон, у посла - медальон», а что отберут у вкладчиков «Сбера»? В социальных сетях про этот ролик уже ядовито пишут: «Для полноты компота не хватает только, чтобы Жорж Милославский и Герман Греф пожали друг другу руки».
А что Герман Греф? У него все хорошо, и недавно он и его команда успешно провели день инвестора «Сбера», рассказав миноритарным акционерам и инвесторам о развитии экосистемы, о планах выпуска «Сбером» в будущем криптовалюты «сберкоин», о технологии блокчейна и о том, что «Сбер» планирует стать одним из лидеров рынка электронной коммерции благодаря своей экосистеме и таким технологическим новшествам в этой сфере как «Сбермаркет», «Самокат» и другим. А еще о будущих IPO технологических дочерних компаний «Сбера».
Об инвесторах, которые владеют акциями «Сбера» или намерены их приобрести, тоже не забыли: менеджмент супербанка рассчитывает платить в 2021-2023 годах по акциям не менее 50% чистой прибыли по МСФО в качестве дивидендов, хотя некоторые другие крупные корпорации уже давно это делают. А тем временем, пока менеджмент рассказывает инвесторам о светлом будущем, вкладчики постепенно забирают вклады из этого супербанка. Отчетность «Сбербанка» по РСБУ показала, что в ноябре текущего года вкладчики забрали из него свыше 101 млрд руб., такого не было со времен кризиса 2014 года. И отток вкладов продолжается уже третий месяц.
Почему это происходит? Не только из-за пандемии и связанного с ней кризиса, не только из-за введения с 2021 года налога на проценты по депозитам, сумма которых превышает 1 млн руб. А еще и потому, что вкладчики чувствуют себя чужими на этом празднике жизни для менеджмента и инвесторов в экосистему и в рынок электронной коммерции. Вкладчикам была близка старая экономическая модель консервативного, но высоконадежного банка или даже советской сберкассы, находящейся рядом с домом, куда можно в любой момент прийти и положить свои трудовые сбережения, неважно сколько ты накопил – рубль или миллионы рублей, тебе в нашем родном добром и уютном «Сбербанке» всегда были рады.
Но теперь у «Сбербанка», превратившегося в технологичный «Сбер», все меньше офисов, все меньше приветливого и почти родного жителям ближайших домов персонала, и все больше роботов, включая «роботизированных» бездушных сотрудников. А высокотехнологическая реклама с компьютерным Жоржем Милославским создает обратное впечатление – «Сберу» вкладчики не нужны, ни мелкие, ни крупные, он занялся другими проектами. Стоит ли говорить, что хранить деньги в «Сбере» теперь невыгодно даже не только из-за неблагоприятных изменений в законодательстве, а потому что мы для «Сбера» не слишком нужны. Ему нужны теперь клиенты на высокотехнологические сервисы. Поэтому можно понять тех вкладчиков, которые забирают оттуда деньги. Да и есть другие способы получить доход на свои трудовые сбережения, храня их, например, в иностранной валюте и помня о том, что есть независимые от «Сбера» высокотехнологические сервисы, которые помогут вам выбрать лучший валютный курс. Ну и, конечно, сейчас лучшие варианты для хранения сбережений – евро и японская иена.