Сложно смириться со своей непохожестью на других, особенно когда ты подросток. Мы собрали 20 книг, герои которых сначала не вписываются в общественную норму, но затем принимают разнообразие мира и находят свою особенную роль в нем.
«Герман» Ларса Соби Кристенсена
Герман — маленький мальчик, который страдает от облысения и пытается жить обычной жизнью, в то время как родители его не понимают, а сверстники смеются. Эта детская книга, по сути, рассказывает довольно взрослую историю самопознания и самопреодоления в кризисный период, когда еще не успел опериться, а жизнь уже приготовила серьезное испытание. Но есть в человеке (в юном — особенно) что-то, что не дает ему сдаться: он идет вперед, мир вокруг преображается, и в какой-то момент становится уже и не так жаль себя, и кризис хочется поменять на «путь», «знакомства», «открытия».
«— Скоро будет готов твой парик, заказной. Он из настоящих волос, по мерке. В нем будет гораздо лучше.
— Я урод, — прошептал Герман в подушку.
Мама наклонилась к нему.
— Что ты сказал?
— Урод я! Урод!
— Герман, не говори так. Не бывает уродов.
— Значит, меня нет».
«Мисс Черити» Мари-Од Мюрай
Героиня романа предпочитает общество зверей своим сверстникам и совсем не боится остаться в их компании до конца своих дней. Вместо того, чтобы заниматься музыкой и думать о замужестве (как подобало приличным девушкам в XIX веке), она увлекается образованием и наукой. Не смущаясь быть белой вороной даже для родителей, она остается верна себе и ни капли об этом не жалеет.
«Джульетте Капулетти было четырнадцать, и я предполагала, что, если бы ей подарили на день рождения „Книгу новых чудес“, она могла бы заняться чем-нибудь достойным. Как и я, она узнала бы, что бесполые спорофиты гораздо сдержаннее в проявлении своих чувств, чем Монтекки».
«Три четверти» Анны Красильщик
У главной героини этой книги нет тяжелого заболевания, она не обладает какими-то редкими способностями — она просто 12-летняя девочка, которая перешла в новую школу и пока что для всех чужая. Быть не таким, как все, в ее случае — это не осознанный выбор, а суровая действительность, которая, однако, и помогает найти в себе новые силы.
«Так бывает, потому что человек, когда превращается из ребенка во взрослого, часто не может выбрать между добром и злом. Главное, оставаться самим собой и не стремиться быть как все.
— Но как?
— Сопротивляясь потоку.
— А если нет сил плыть?
— Попробовать добраться до берега».
«Мальчик, который плавал с пираньями» Дэвида Алмонда
Жизненные обстоятельства иногда буквально выталкивают нас из дома — как героя этой книги. Сбежав от сумасшедшего дяди, Стен оказывается в окружении незнакомых ему людей и уже готов на самые отчаянные поступки, как вдруг жизнь резко налаживается, будто вознаграждая парня за смелый поступок.
«Что, если в твоей жизни появился аквариум с пираньями? И такой замечательный человек, как Панчо Пирелли, пригласил тебя выступать вместе с ним? Ты бы осмелился? Ты бы поборол свои страхи? Ты прыгнул бы в воду? Не знаешь? И это правильно. Нельзя знать, что сделаешь, до самого последнего момента».
«Чучело» Владимира Железникова
Девчонку, которая встает на сторону угнетаемых, превращают в мишень для издевок. В защитниках у нее только дед, который, как добрый пастырь, напоминает о важности сострадания и помощи ближнему. Кажется, эти вещи должны становиться во главе угла, но история «Чучела» показывает, что оставаться человеком — самое сложное, что можно представить в жизни.
«Помни — ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».
«Загадочное ночное убийство собаки» Марка Хэддона
Кристофер — аутист, и с миром людей он общается с большим трудом. Однажды он обнаруживает соседского пса мертвым и решает провести расследование. Детективный сюжет в данном случае лишь повод рассказать о его отношениях с окружающими, о попытках наладить хрупкую связь с ними и с собой.
«Мать говорила, что Кристофер — чудесное имя, потому что оно обозначает историю о том, как быть добрым и помогать другим. Но я не хочу, чтобы мое имя обозначало историю о том, как быть добрым и помогать другим. Я хочу, чтобы мое имя обозначало меня».
«Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски
Лучший и единственный друг Чарли покончил с собой. С этой глубокой психологической травмой (и не только этой — читайте книгу до конца!) мальчик переходит в старшие классы новой школы и пытается как-то заполнить душевную пустоту. Встретив пару старшеклассников, которые не боятся экспериментов, он начинает читать много нового, пробовать запрещенные вещества, пить. В общем, с одной стороны, живет обычной жизнью подростка, с другой — рискует потерять себя.
«Думаю, что если у меня однажды появятся дети, и что-то расстроит их, я не стану рассказывать им о голодающих в Китае или о чем-то таком, потому что это никак не повлияет на тот факт, что им плохо. Если кто-то страдает больше, чем ты, это ничего не меняет, и ты все так же имеешь то, что имеешь».
«Баллада о сломанном носе» Арне Свингена
Тринадцатилетнего Барта воспитывает мать-алкоголичка, которая хочет сделать сына настоящим мужчиной. Так, вместо того чтобы учиться любимой музыке (в туалетах он распевает оперные арии), мальчик вынужден ходить на бокс. В поисках себя ему приходится справляться как с материнской заботой, так и с другими сложностями, которые знакомы многим читателям из времен школьной поры.
«Ну кто, кто, кроме меня, из моих ровесников слушает оперу?! Конечно, никто. Ладно, признаюсь, в больших количествах это тяжело. Там нет припевов и там много о смерти. Но я тащусь от голосов. Например, от баритонов, выводящих звуки так, что у меня уши потеют. Словно маслом смазанные голосовые связки, огромные легкие, мощные брюшные мышцы — и вдруг наружу вырывается сумасшедший звук».
«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза
Герою с отставанием в умственном развитии делают операцию, после которой у него резко возрастает уровень IQ. Впрочем, вскоре наступает рецессия, и он возвращается к прежнему состоянию и чувствует себя даже хуже. В романе Киза тема становления и умирания личности органично встроена в социальную проблематику. Это фантастическая история в духе «Собачьего сердца» о том, какую цену мы готовы заплатить в стремлении стать как все.
«Если не хочешь остаться ребенком навеки, нельзя ждать подсказок от других. Ты должен найти решение в себе самом — почувствовать, что будет правильно. Научись доверять себе».
«Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт
Жизнь четырех совершенно непохожих друг на друга сестер напоминает гимназию для благородных девиц. Переживая годы Гражданской войны дома, они сталкиваются с тяжелым бременем обстоятельств, которые не могут изменить, но взаимная поддержка, любовь и уважение, кажется, спасают их от любых неприятностей. Кроме того, одна из сестер и вовсе хочет быть писательницей, да еще и публиковаться под своим именем (что совершенно немыслимо в ту эпоху).
«Только не нужно впадать в другую крайность и, словно рабы, пахать до изнеможения. Пусть у вас будут определены часы и для работы, и для игр, пусть каждый ваш день станет и полезным, и приятным: докажите, что вы осознаете цену времени, хорошо его используя. Тогда ваша юность станет прекрасной, а старость принесет меньше сожалений, и вся жизнь будет успешной, несмотря на бедность».