Топливозаправщиком на Ботлихе управлял местный житель, пронырливого вида мужичок, который предложил нам списать немного керосина , в то время стоило авиационное топливо около десяти рублей за литр, он же предложил аж пятьдесят копеек . Эта была неслыханная наглость! Помня о важности того как ценно поторговаться с продавцом или покупателем, мы приступили к сближению позиций сделки, со стороны водилы нам живописались картины о холодном пиве и рыбе с которой капает жир, мы же в свою очередь взывали к отсутствию совести и боязни Бога у покупателя! Запросы участников со скрипом , но сближались, по рукам ударили когда стоимость достигла пятидесяти копеек ....
Плюсом была доставка нас до магазина на бортовом ЗиЛе , пешком было далековато , да и дороги мы не знали. Ещё наш новый друг потребовал, чтобы мы были без автоматов, а то обидите местных! Та ещё перспективка, ну да ладно оставили пистолеты в карманах, можно будет хотя бы застрелиться если что, но к счастью всё обошлось, мы получили своё пиво с шикарной рыбкой, а наш партнёр керосин, которым банчил среди своих соплеменников уже явно не по этой цене !
Однажды , ярким августовским утром шли мы на Ботлих, ничего не предвещало, летишь, наслаждаешься забортными картинами ! Недалеко от Ханкалы стояли две опоры ЛЭП, но уже без проводов, стало традицией , пролетев между ними , сказать в эфир: "Вам гоол!", правда местные периодически натягивали трос между столбами, чтобы изменить счёт в этой "игре", поэтому ухо следовало держать востро́ . Где-то на середине пути получаем команду от КП, изменить курс, следовать по новым координатам ускоренным темпом! Резкий разворот, скорость максимальная, в кровь пошёл адреналин, чувствуешь приближение драки , а она неминуема, иначе зачем так внезапно менять поставленную задачу ! Подходим к месту , село Гуни , перед ним грунтовка со стоящей на ней колонной из примерно десяти коробочек, первый бэтер на боку, валит чёрный дым, бойцы залегли за машинами, автоматы направлены на горушку по левому краю дороги! Сразу вопрос, какого... они поехали без крыши, в то время ни одна колонна не шла без прикрытия вертушек ! Серёга связывается с авианаводчиком , который, в свою очередь орёт благим матом, что по ним работают с этой сопки, доложил о двух двухсотых и нескольких трёхсотых, встаём в карусель, начинаем НАРами обрабатывать склон , покрытый густой растительностью, бармалеев не видно, после первого же захода наводчик орёт, что пулемёт затих, продолжаем методично утюжить весь склон! После четырёх заходов блоки пусты, по эфиру слышно, что на подходе следующая пара крокодилов и таблетка, ведущий наводчику : " Всё, я пустой" , пушка конечно заряжена, но по лесу она неэффективна. Сразу после этого, наводчик кричит , что работают из села , с крайней хаты, видимо слушали эфир, так зачастую и было, дом это находился в низине , перед ним возвышалась дорога, Серёга пускает управляемую ракету, серьёзная штука, но она врезается в дорожное покрытие, второй пуск закончился тем же! Со стороны села ничего не мешает, запрашиваю: "44, зайду с другим курсом?" "Давай!" Оставляю ведущего, облетаю всю деревню, захожу с другого направления, Юрок наложил перекрестие на хату, внизу наблюдаю, местное население , бегущее с окраины в центр, учёные уже, а не нужно пускать к себе бармалеев ! Командую "Пуск" , пошла ракета, через несколько секунд снаряд врубается в центр дома, заваливается вся стена и часть крыши , в воздух подымается дым , пыль, надеюсь, что обрушенная конструкция надёжно укрывает бородача, наводчик облегчённо выдаёт о прекращении обстрела! Всё, подошла пара с полным боекомплектом, мы с чистой совестью отваливаем на Ботлих . Через пару минут, боковым зрением замечаю загорание красного табло справа, читаю , " отказ ВУ" ( выпрямительное устройство), начинаю мучительно вспоминать , что же нужно делать при таком отказе, на ум ничего не приходит, на управление ни как не влияет,докладываю ведущему:
-44-ый отказ ВУ
- Чего?
- Отказ выпрямительного устройства!
Потом уже он мне рассказывает, слышу про отказ ВУ, начинаю столь же мучительно вспоминать действия при отказе, озарение не наступает , он не находит ничего лучшего как выключить у себя это же устройство, благо их два , оставшееся обеспечивает бесперебойную работу, удостоверившись в безопасности полёта , продолжили задание. В последствии я усомнился в эффективности такого метода действий, устраивать себе отказ, аналогичный неисправности на ведомом борту, но случай забавный, поэтому мы немного похохотали ! После посадки Серёга находит у себя в лопасти дырку, у меня чисто ...
Что касается авианаводчиков, то это были специально обученные военные, но и зачастую ими работали лётчики , действующие и бывшие .Так однажды работали мы не с Ханкалы, а с площадки Новогрозненская, перелетали туда , садились и уже оттуда работали по сопровождению и прочим задачам. Так вот сидим на площадке, время ранее , я прилёг в грузовой кабине и уже даже начал что то сновиде́ть, как вдруг слышу , разговор возле первого борта, подошёл военный , представился как авианаводчик с позывным "Хоровой 10", мы крыли его колонны уже не один десяток раз. Подошёл , спросил, нет ли кого среди лётчиков выпуска 91-го года, на что Серёга сказал, что он 91-го.
- Не помню тебя ,- сказал гость.
- А я не из Сызрани , а из Уфы, а Сызранский дрыхнет в соседней машине.
Тут уже и я показался во всей красе, идентифицировав друг друга, мы тепло обнялись, это оказался "Викинг " Валера Б. Теперь , когда мы сопровождали его ленточки, то это уже было с особым чувством, да и он, думаю был более уверен, зная , что над ним его однокашник, это считай брат!!!
Не всегда работа авиации была безупречной, бывало из за одного идиота , усилия целого подразделения оказывались пшиком!
________________________________________
Алексей Андрейчук
"Командировка" (Часть вторая) Алексей Андрейчук
15 декабря 202015 дек 2020
25,5 тыс
4 мин
74