На мой совершенно предвзятый, ангажированный и отрицающий объективность взгляд, Голливуд, как фабрика по производству развлекательного кино, находится в глубоком творческом кризисе. Мутный поток сиквелов, приквелов и ремейков – это не только признак жажды наживы, но и доказательство отсутствия свежих и оригинальных идей.
На фоне бесконечного парада мужчин и женщин в трусах поверх трико, более или менее достойно держится жанр комедий. Но и тут всё печально, фильмы достойного уровня появляются всё реже и реже, и скоро мы можем прийти к тому, что даже очередная комедия с Адамом Сэндлером будет считаться верхом остроумия, а пукание в кадре – эталонным гэгом.
По этой причине лично я всё чаще и чаще возвращаюсь к комедиям 80-х и 90-х годов прошлого века. Конечно, и тогда было полно шуток ниже плинтуса, но всё-таки в те годы плинтус в Голливуде был повыше, чем сейчас.
Я прекрасно понимаю, что молодой относительно меня читатель обязательно подумает – «старпер вспоминает про то, что и трава в его времена была зеленее, и деревья выше». Возможно, не спорю. Но для тех, кто захочет проверить мои утверждения, я предлагаю несколько комедий из того времени, когда фильмы записывались на видеокассеты, а смотрели их в видеосалонах по рубль за вход.
1. Безжалостные люди, 1986 год.
Кен и Сэнди очень милые, добрые люди, и поэтому им никак не получается пробиться наверх. Каждый доллар на счету, ипотека… Все надежды у пары на то, что благодаря разработанному Сэнди дизайну женской одежды на следующий год, её заметит руководство концерна, где она работает на низшей из низших должностей. Однако надежды рассыпаются в прах, когда беспринципный, бессердечный, подлый и просто нехороший хозяин концерна Сэм Стоун (Денни де Вито) просто присваивает работы молодого дизайнера себе.
Случившееся настолько деморализует Кена и Сэнди, что они решаются на похищение жены Сэма Стоуна, Барбары (Бетт Мидлер). И отомстить, и заработать хоть каких-то денег – ну что в таком плане может пойти наперекосяк? Как Вы понимаете – всё!
Барбара Стоун, которую они прячут в подвал своего дома, превращает их жизнь в ад.
Сэм Стоун, вместо поисков жены, откупоривает лучшее шампанское – ведь он полагает (и зря), что наконец-то избавился от жены и может насладиться свободой со своей любовницей.
Любовница неожиданно получает шанс избавиться от маленького и толстенького Сэма, и увести все его деньги, ведь она давно подговаривала его избавиться от жены, чтобы потом шантажировать его. И теперь онга считает, что именно Стоун украл свою жену.
Ну, а полиция, как всегда, мышей не ловит и только путается под ногами у всех героев истории, добавляя в происходящее изрядную порцию хаоса и неразберихи.
Слабым подобием этого блестящего фильма в наши годы стал «Укради мою жену» с Дженнифер Анистон в главной роли. Но сравнивать гениальную комедийную игру де Вито и Мидлер с Анистон не стоит, ибо после такого сравнения приходит понимание, что «Друзья» были вершиной для этой актрисы, и вся её успешная фильмография после – результат народной любви за «Друзей», которая (любовь), как известно, слепа.
Для любителей тактико-технических характеристик: на IMDb у фильма совершенно незаслуженные 6.9 балла, что объясняется тем, что сам IMDbпоявился лет через десять после выхода фильма.
2. Кто такой Гарри Крамб, 1988
Гарри Крамб – потомок великих детективов, основавших когда-то детективное агентство «Крамб и Крамб».
К сожалению для Гарри, он не унаследовал необходимых качеств от своих предков, и теперь возглавляет (исключительно в знак уважения к фамилии со стороны нынешнего руководства компании) захудалый филиал в дремучей провинции. Проследить за неверной женой, найти пропавшую кошку – вот его профессиональный удел.
К счастью для Гарри, его мнение о себе, как о детективе, не допускает даже намека на то, что его способности сильно ниже среднего. Напротив, и словом, и делом, и даже внешним видом он показывает всем, насколько он умен и проницателен, как он успешен в этом бизнесе, и какими высочайшими навыками в слежке и маскировке он обладает.
Поэтому вызов в центральный офис компании он принимает, как должное, как восторжествовавшую справедливость и как признание его исключительных детективных способностей.
К сожалению для Гарри, он даже не догадывается, что руководство детективного агентства хочет сделать его козлом отпущения в деле о похищении наследницы одного известного миллионера.
К сожалению для руководства детективного агентства, они даже не представляют, что будет с их планами, когда стихийное бедствие по фамилии Крамб займётся этим расследованием.
Режиссер фильма практически на первых минутах даёт зрителю понять, кто по сюжету злодей, и чего он добивается. Но в случае с этим фильмом такой ход оправдан, потому что он является фундаментом, на котором строится весь комизм истории. Смотреть, как непутевый, неуклюжий, невероятно самонадеянный и недалекий, но при этом чертовски обаятельный Гарри Крамб, сам того не подозревая, разрушает коварные планы антигероев, э то истинное удовольствие и смысл всего фильма.
Понятно, что такая режиссерская задумка могла реализоваться только при наличии на главной роли по-настоящему талантливого комика. Им стал Джон Кенди, актёр уникального комедийного дарования, способный даже выражением взгляда вызывать улыбку. Здесь же он развернулся во всю мощь, во всех смыслах этого слова.
IMDb: 5.9. Д….., б……! Если бы я был IMDb, тут была бы минимум 8ка.
3. Рыбка по имени Ванда, 1988
Говорить об этом фильме без превосходных степеней не получается. Из-за этого читателя может даже возникнуть чувство отторжения – ну, не бывает так, чтобы комедия была настолько хороша. Но это так.
Три номинации на Оскар 1989 года, в одной номинации статуэтка досталась фильму – за лучшую мужскую роль второго плана; бюджет в 7,5 млн долларов, принесший создателям 189,5 млн (!!!) сборов по всему миру; блистательные актеры даже в эпизодических ролях, чего уж говорить про главные; замечательно смешной сценарий, когда юмор уже присутствует самом в сюжете; постоянный завсегдатай всевозможных списков «лучшие 100 (200, 500) фильмов».
И это всё за историю о том, как банда жуликов решает ограбить банк. Поначалу всё идёт хорошо: брюлики на 20 млн. фунтов стерлингов меняют банковский сейф на сумки злоумышленников, погоня сбита со следа, принято решение разделиться и затаиться. Все алмазы вручены Джорджу, (он на правах вожака собирал банду), а Ванда (девушка Джорджа), её брат Отто, бывший спецагент ЦРУ (как он сам о себе говорит) и Кен, друг детства Джорджа и патологический любитель живой природы, должны на время залечь на дно.
Правда, Джордж даже не догадывается, что Отто никакой не брат Ванды, а её любовник. И они с Вандой с самого начала не собирались делить 20 млн на четыре части. Поэтому Джорджа уже вечером по их наводке берут под стражу. Но вот незадача, бриллианты пропали. Что делать? И Ванда решает влюбить в себя адвоката Джорджа – Арчи Лича, успешного в судах и несчастного в браке типичного британца, который может узнать, где же похищенное.
На фоне современных комедий сюжет «Рыбки», достаточно неприхотливый, выглядит бестселлером из топа Нью-Йорк Таймс. Что уж говорить об актерской игре Джемми Ли Кёртис, Кевина Клайна, Джона Клиза (Монти Пайтон, если что) и Майкла Пейлина (опять Монти Пайтон, если что).
И если Джеми Ли Кёртис и Кевин Клайн – отличные актеры, способные играть любые роли, то Клиз и Пейлин и вовсе олицетворение того, что мы называем британским юмором, они и есть британский юмор. Благодаря участию сс одной стороны американских и с другой стороны британских актеров фильм вышел сплавом лучших черт американской и британской комедийных школ.
По этой причине бесполезно считать шутки в фильме, разбирать его на составляющие «сюжет-актеры-музыка-режиссура». Этот фильм представляет из себя канон комедии, которая способна рассмешить любого зрителя – от интеллектуала до любителя ситкомов.
IMDb 7.5. Да что не так с этим ресурсом?! Тут минимум 8.5!
Отпетые мошенники, 1988
Не так давно появился фильм «Отпетые мошенницы», который является вольным ремейком рассматриваемой картины. Так вот, мне искренне жаль тех, кто этих «мошенниц» посмотрел. По той причине, что они могут решить, что и фильм 1988 года такой же скучный, серый и не интересный.
Это не так. Творческий дуэт Стива Мартина и Майкла Кейна просто взрывает мозг и задаёт такой уровень исполнения, что любой ремейк будет смотреться жалким подобием левой руки. На сегодняшний день комедийных актеров такого уровня в Голливуде просто нет, и фильм – по сути бенефис этих двух актеров.
Молодой жулик на доверии, американец Фредди Бенсон (Стив Мартин) приезжает в южный французский городок и начинает обчищать отдыхающих здесь доверчивых пожилых миллионерш. Схема проста, дёшева и сердита: втереться в доверие, рассказать душещипательную историю об умирающей сестре, получить чек от плачущей идиотки, раствориться в толпе. Не бог весть что, но на жизнь хватает.
Лоуренс Джемесон (Майкл Кейн) – тоже жулик, тоже на доверии, но только из высшей лиги. Утонченный эстет, ценитель и коллекционер картин и скульптур, любимец дам бальзаковского возраста – он строит свои схемы широко и с головокружительным размахом, и его любимая - это Принц в изгнании: под священное дело борьбы с бесчеловечным режимом в родной стране "Принца" деньги влюбляющихся в него миллионерш текут к нему рекой.
Волею судеб эти двое встречаются и Бенсон понимает: такого уровня ему не достичь никогда, максимум, на что он может рассчитывать, это баксов двести за раз. Как следствие, он упрашивает Джемесона взять его в подмастерья, на курсы повышения жуликоватой квалификации.
В скором времени они ссорятся, и решают заключить пари: они должны выбрать очередную жертву и развести её на деньги. Проигравший должен уехать из города, оставив эти охотничьи угодья победителю.
Фильм настолько яркий, лёгкий и смешной, что над ним попросту не властно время. В этом огромный плюс комедий по сравнению с другими жанрами, потому что талантливая шутка не стареет с годами, в отличие от спецэффектов и прочих бдыщей, и у неё нет срока годности.
А когда шутки исполнены такими мастерами актерской игры, как Мартин и Кейн, просмотр этого фильма превращается в изысканное удовольствие, которое не пропадает, даже если пересматривать этот фильм снова и снова. По ощущениям от просмотра я бы сравнил воздействие «Мошенников» на зрителей с воздействием на нас наших золотых гайдаевских комедий.
IMDb: … да кому нужны эти бездарные оценщики?
Мой рейтинг: 10. Из ж/б конструкций.
На этом следует остановиться. Надо беречь нынешнее поколение, страдающее от большого количества букв. Лучше я потом сделаю вторую часть про комедии Голливуда 80-х и 90-х годов.