Найти тему
Elizaveta Sokolovskaya

Гений. Кто он?

Истинный гений — кто он? Эксцентричный, немного безумный, неприкаянный, потерянный, страстно хватающийся за жизнь или трудолюбивый, усердный, живущий по распорядку и понятным правилам? Тот, из кого слова льются бурным потоком подобно горному водопаду или тот, у кого каждое слово тщательно взвешено и отмерено как лекарство в аптеке?

Сегодня речь о биографической драме “Гений” ("Genius"), 2016 режиссера Майкла Грандаджа, повествующей об американском писателе Томасе Вулфе и его издателе Максе Перкинсе. Или так - об издателе Максе Перкинсе и американском писателе Томасе Вулфе.

1929 год. Нью-Йорк. Снующие черные зонты, дождь. И Том Вулф (Джуд Лоу), потерявший всякую надежду издать свою рукопись. Издательство Charles Scribner’s Sons его последний шанс. Рукопись попадает к Максвеллу Перкинсу (Колин Фёрт) - опытному литературному редактору, открывшему миру Эрнеста Хемингуэя и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. И он соглашается опубликовать книгу, но с оговоркой, что текст придется изрядно сократить.  И так начинается плотная работа сначала над первой книгой “Взгляни на дом свой, Ангел”, а затем и над второй - “О времени и о реке”.

Тексты Тома подверглись настолько жесткой редактуре со стороны Макса, что сложно сказать, где заканчивается творчество одного гения, и начинается творчество другого. В порыве Том Вулф бросает хлёстко: "Слава Богу, Толстой не был с тобой знаком! А то был бы у нас роман "Война и ничто". Перкинс признается: "Из-за этого мы издатели теряем сон. Мы делаем книги лучше? Или просто другими?"

Герой Джуда Лоу - харизматичный, в высшей степени подверженный порывам эмоций, чувствующий жизнь каждой клеточкой своего существа. Тот человек, который не мог не писать. Герой Колина Фёрта, напротив, рационален, сдержан, человек-план, человек-система, примерный муж и отец пятерых дочерей. Столь разные, они нашли друг в друге недостающие звенья. Из деловых их отношения переросли в дружбу и мощный душевный контакт. Том был вхож в семью Макса, за его веселый нрав и артистичность его обожали дочки. Макс старше Тома на 16 лет, и отчасти видел в писателе сына, о котором всегда мечтал. Томас же тянулся к Максу как к отцу, которого давно потерял. Рядом с Томасом хотелось быть, потому что с ним чувствуешь нерв жизни. Рядом с Максом напротив, ощущаешь спокойствие и надежность, он "гений дружбы".

Во время просмотра картины, мне подумалось о том, что у гениальности много лиц. И быть таким какой, ты есть порой совсем непросто, а порой - самое прекрасное, что может быть на свете. Как сказал Том: "Мы не те, кем хотели бы быть, мы те, кто есть!" Для меня этот фильм и о принятии себя, ведь талант может пульсировать в таких непохожих друг на друга людях.

Хочется отметить картину с операторской точки зрения. Уже начальные кадры с ботинками и брызгами дождя вызвали полный восторг. Да и на протяжении всего фильма - свет, проникающий в окна редакции, выразительные крупные планы, припыленные “пленочные” цвета... И то, как передана атмосфера 30-х годов - без лишнего пафоса, но очень характерно. Получила огромное эстетическое удовольствие.

Кадр из фильма “Гений” ("Genius"), 2016
Кадр из фильма “Гений” ("Genius"), 2016

Если вы еще сомневаетесь, смотреть фильм или нет, то мой ответ однозначно да!

Ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями от фильма, и подписывайтесь на мой канал.