Истинный гений — кто он? Эксцентричный, немного безумный, неприкаянный, потерянный, страстно хватающийся за жизнь или трудолюбивый, усердный, живущий по распорядку и понятным правилам? Тот, из кого слова льются бурным потоком подобно горному водопаду или тот, у кого каждое слово тщательно взвешено и отмерено как лекарство в аптеке?
Сегодня речь о биографической драме “Гений” ("Genius"), 2016 режиссера Майкла Грандаджа, повествующей об американском писателе Томасе Вулфе и его издателе Максе Перкинсе. Или так - об издателе Максе Перкинсе и американском писателе Томасе Вулфе.
1929 год. Нью-Йорк. Снующие черные зонты, дождь. И Том Вулф (Джуд Лоу), потерявший всякую надежду издать свою рукопись. Издательство Charles Scribner’s Sons его последний шанс. Рукопись попадает к Максвеллу Перкинсу (Колин Фёрт) - опытному литературному редактору, открывшему миру Эрнеста Хемингуэя и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. И он соглашается опубликовать книгу, но с оговоркой, что текст придется изрядно сократить. И так начинается плотная работа сначала над первой книгой “Взгляни на дом свой, Ангел”, а затем и над второй - “О времени и о реке”.
Тексты Тома подверглись настолько жесткой редактуре со стороны Макса, что сложно сказать, где заканчивается творчество одного гения, и начинается творчество другого. В порыве Том Вулф бросает хлёстко: "Слава Богу, Толстой не был с тобой знаком! А то был бы у нас роман "Война и ничто". Перкинс признается: "Из-за этого мы издатели теряем сон. Мы делаем книги лучше? Или просто другими?"
Герой Джуда Лоу - харизматичный, в высшей степени подверженный порывам эмоций, чувствующий жизнь каждой клеточкой своего существа. Тот человек, который не мог не писать. Герой Колина Фёрта, напротив, рационален, сдержан, человек-план, человек-система, примерный муж и отец пятерых дочерей. Столь разные, они нашли друг в друге недостающие звенья. Из деловых их отношения переросли в дружбу и мощный душевный контакт. Том был вхож в семью Макса, за его веселый нрав и артистичность его обожали дочки. Макс старше Тома на 16 лет, и отчасти видел в писателе сына, о котором всегда мечтал. Томас же тянулся к Максу как к отцу, которого давно потерял. Рядом с Томасом хотелось быть, потому что с ним чувствуешь нерв жизни. Рядом с Максом напротив, ощущаешь спокойствие и надежность, он "гений дружбы".
Во время просмотра картины, мне подумалось о том, что у гениальности много лиц. И быть таким какой, ты есть порой совсем непросто, а порой - самое прекрасное, что может быть на свете. Как сказал Том: "Мы не те, кем хотели бы быть, мы те, кто есть!" Для меня этот фильм и о принятии себя, ведь талант может пульсировать в таких непохожих друг на друга людях.
Хочется отметить картину с операторской точки зрения. Уже начальные кадры с ботинками и брызгами дождя вызвали полный восторг. Да и на протяжении всего фильма - свет, проникающий в окна редакции, выразительные крупные планы, припыленные “пленочные” цвета... И то, как передана атмосфера 30-х годов - без лишнего пафоса, но очень характерно. Получила огромное эстетическое удовольствие.
Если вы еще сомневаетесь, смотреть фильм или нет, то мой ответ однозначно да!
Ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями от фильма, и подписывайтесь на мой канал.