В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" кандидат экономических наук, член экспертного совета Государственной Думы и Евразийской экономической комиссии Виталий Максимов рассказал о загадочной фигуре Ага-хана – имама мусульманской исмаилитской низаритской общины.
- Мы говорим об Ага-хане. Этого человека очень мало знают в России. Расскажите, кто он и почему его так интересуют Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан.
- Он известен в определенных кругах как фактический лидер исламистов. На мой взгляд, он больше религиозный лидер, чем общественный. Поэтому его известность в России не столь велика. Но даже среди тех, кто его знает, не все понимают его мотивы.
- А какие у него мотивы? Зачем ему вкладывать огромные деньги для развития проектов, например, в Таджикистане и Киргизии? Зачем он это делает?
- Его мотивы нам непонятны. Мы можем лишь рассуждать, имеет ли это смысл с инвестиционной точки зрения. Иными словами, для устойчивости любой системы затраты должны каким-то образом компенсироваться.
Если мы говорим о Киргизии и Таджикистане, то они, очевидно, среди бывших советских республик по уровню жизни и ВВП занимают одни из последних мест. С одной стороны, в этих странах люди действительно нуждаются в повышении уровня жизни, туда нужно вкладывать деньги. С другой, за эти самые небольшие финансовые вложения можно приобретать определенное влияние.
- Какое влияние с точки зрения экономики он приобретает?
- В данном случае инвестиции вливаются в основную инфраструктуру. Это транспорт, образование и культура, энергетика, телекоммуникации. То есть существует некое влияние на перечисленные сферы. В подобных проектах возвратность инвестиций настолько долгосрочна, что в обмен приходится давать что-то нематериальное – влияние.
- Это чистая политика?
- Можно и на что-то другое поменять. Здесь могут быть не только политические аспекты. Иными словами, я вкладываю деньги здесь, но результат от своих вложений могу получить в другой стране за 1000 км. В любом случае, вложения должны быть возвращены в том или ином виде.
- Расскажите о его проектах в Таджикистане.
- Это достаточно известные проекты. В первую очередь, связанные со строительством мостов, гостиниц, внушительной долей в энергетической и телекоммуникационной компаниях. Это сконцентрировано в труднодоступных районах. Фактически доходность от работы всего этого населения не столь высока. Они в основном живут на то, что смогут добывать.
- Ага-хана можно сравнить с Соросом?
- На мой взгляд, Сорос в последнее время всё меньше является меценатом, заботящемся о развитии стран, которым он был лет 20-30 назад. Сегодня складывается образ явно политизированной фигуры, основной деятельностью которой является продвижение политических интересов.
Он выступает одним из самых ярких антигероев, наносящих вред некоммерческим организациям. Поскольку среди них наверняка большая часть искренне пытается сделать благо.