Как в одном романе совместить философию и тонкости актерской профессии, инопланетян и нюансы политической внутренней кухни? Причем сделать это так, чтобы роман читался на одном дыхании, влет?
Ответ простой: надо быть Робертом Хайнлайном.
Роман «Двойная звезда» увидел свет в далеком 1956 году (кстати, в том же году он получил премию «Хьюго») и с тех выдержал огромное количество переизданий на множестве языков, и уже одно это свидетельствует о его уровне. Сюжет не сказать, что сверхуникален — история двойника-дублера знаменитости, постепенно отождествляющего себя с оригиналом встречается в искусстве довольно часто. Талантливый актер Лоренцо Смит (хотя сам он себя, естественно, считает гениальным) нанимается подменять пропавшего известного политика и неизбежно оказывается втянут в закулисную борьбу, но честно отыгрывает свою роль, до тех пор, пока… Впрочем, не буду спойлерить — вдруг кто-то еще не читал?
При всей кажущейся поверхностности роман на самом деле многослоен. Под бравурной мишурой непритязательного фантастического детективчика скрывается двойная спираль литературной днк, в которую сплетены две основные идеи романа. Эти идеи совершенно равноправны их взаимное прорастание друг в друга и делает «Двойную звезду» гениальным произведением.
Show must go on – это, безусловно, актерская составляющая. Отыгрывать свою роль до конца, не смотря ни на что, до тех пор, пока не опустится занавес — основа основ, стержень актерской философии. Герой «Двойной звезды» - архетипическое, можно сказать, идеальное воплощение актера, отдающего себя роли (не обязательно на сцене, где угодно, где требуется эту роль сыграть) — всего, без остатка и даже без возврата, даже несмотря на то, что изначально эта роль ему откровенно неприятна.
Вторая составляющая романа — это механизмы политического процесса. Несмотря на то, что книга написана больше семидесяти лет назад (подумать только!), читаешь и понимаешь — вот именно так все и работает, именно так все устроено даже сейчас. Старик Хайнлайн всегда неровно дышал к политике, эта тема в той или иной степени проходит у него сквозь все основные произведения, но только в «Двойной звезде» у него получилось столь анатомически точно препарировать ее устройство и принципы действия.
Однако на самом деле сплетение этих двух составляющих ведет нас к понимаю единой максимы, единой сверхидеи романа: вопросе об ответственности человека перед собой и перед делом, за которое он отвечает. Недаром главный перелом в мироощущении Лоренцо происходит, когда он в словах императора Вильгельма, как в зеркале, находит ответы на вопросы, которые он так долго искал: не важно, если твоя жизнь — всего лишь роль, важно как ты эту роль играешь.
И пускай некоторым изощренным и пресыщенным современным читателям не хватает в романе подробностей марсианской анатомии, ТТХ оружия и архитектуры марсианских гнезд, на мой взгляд от отсутствия лишней информации только выигрывает. Чем-то его это роднит с романами Гарднера об адвокате Перри Мейсоне, действие которых растянуто на несколько десятилетий, чего читатель совершенно не замечает — и это чудесно. Все-таки не каждый читатель, открывая художественную книгу, хочет увидеть встроенный в нее справочник.
Читайте, и пусть представление продолжается!