Автор статьи: Ольга Беляева
Рынок онлайн-образования в 2020 году переживает колоссальный бум. Люди осваивают новые профессии, учатся работать с новыми форматами и получать знания онлайн. Решила воспользоваться ситуацией — за месяц запустила свой первый курс, как вести сторис в Instagram. Я допустила несколько распространенных ошибок и в результате смогла лишь отбить расходы на создание курса. Рассказываю, что необходимо сделать, сколько денег придется потратить, на чем можно сэкономить и какие мои ошибки лучше не повторять.
Обязательные вложения
Съемки и монтаж уроков. Уроки — ядро любого курса. Их нужно снять, смонтировать, наложить титры и необходимые изображения, сделать заставки и перебивки — вставить кусочки видео вместо испорченных кадров. Эту работу лучше поручить специалисту — видеографу.
Стоимость услуг видеографа либо отдельно оператора и монтажера сильно разнится: начинающий мастер снимет и смонтирует получасовой урок за 1000 ₽, профессионал за аналогичную работу возьмет в 5–10 раз больше. На цену также влияет сложность монтажа: много ли надо накладывать дополнительных материалов на видео, или нужна только простейшая склейка удачных дублей между собой.
На видеографе можно сэкономить, если снять урок самостоятельно и смонтировать видео в простейшем бесплатном редакторе, например, Shotcut, DaVinci Resolve, Movavi. Для этого понадобится подходящая камера или одна из последних моделей смартфона и штатив. Еще для съемок желательно арендовать студию с правильно выставленным светом и нейтральным задним планом — спикер на фоне ковра или обоев в цветочек выглядит непрезентабельно. К тому же, если у вас нет опыта работы с видео, может пострадать качество основного продукта — не сможете скомпоновать кадр, останутся резкие скачки изображения на склейках, на лице спикера ляжет контрастная тень.
Разработка сайта. Он будет площадкой для продажи курса, где потенциальные клиенты смогут узнать подробности о продукте и оплатить его.
Сайт можно самостоятельно и бесплатно собрать на конструкторе вроде Tilda, Wordpress и Wix. Но у бесплатных версий бывает ограниченный срок доступа или небольшой набор функций, из-за чего сайт выглядит «сырым». А поскольку сайт — это витрина вашего продукта, лучше не рисковать и нанять профессионала.
В среднем дизайн одностраничника на Tilda у подрядчика стоит 3500–5000 ₽. Но если найдете талантливого новичка, возможно, он согласится собрать сайт за 1000 ₽ и хороший отзыв.
Регистрация почты. Электронный ящик нужен, чтобы организовать рассылку и взаимодействовать с учениками: принимать домашние задания, помогать с техническими проблемами.
Можно зарегистрировать корпоративную почту с названием бренда в адресе, например, stories@kurs.instagram.ru. Стоимость домена для почты в среднем 70–80 ₽ в месяц. Но можно не тратиться и завести ящик на бесплатном сервисе, например, Gmail, Яндекс.Почта или Mail.ru.
Подключение платежного сервиса. Необходимо подключить к сайту систему приема платежей. Просить клиентов перевести деньги на банковскую карту не вариант — такой способ оплаты может подорвать их доверие. Если вы индивидуальный предприниматель или зарегистрировали ООО, можете подключить к сайту интернет-эквайринг и принимать оплату картой. С каждого платежа эквайер — банк-посредник взимает комиссию от 1,8%. Размер комиссии зависит от месячного оборота и других условий, которые можно узнать на сайте банка.
Физлица и самозанятые могут принимать оплату через ЮMoney (прежнее название сервиса Яндекс.Деньги). Клиенты смогут оплатить обучение картой, через электронный кошелек или со счета мобильного телефона. Сервис берет фиксированную комиссию — 2% с каждой оплаты. Вам деньги поступают на кошелек ЮMoney.
У сервиса единственный минус — пользователям неоднократно напоминают, что они платят деньги не компании, а частному лицу. На мой взгляд, это несколько снижает доверие к продавцу.
Реклама. Правильно организованная рекламная кампания приведет к вам потенциальных клиентов, поэтому лучше не экономить. Стоимость рекламы, например, в Facebook и Instagram начинается от 240 ₽ в сутки, если настраиваешь и запускаешь самостоятельно. Таргетологи-новички возьмут за настройку рекламной кампании 5000–7000 ₽, профи — минимум в 2–3 раза больше. Сэкономить на закупке рекламы получится, если у вас огромная лояльная аудитория в соцсетях, которая моментально раскупает курс после анонса. Я самостоятельно запустила рекламу в Instagram с установленным лимитом 1500 ₽ на неделю.
Без чего можно обойтись, но лучше не надо
Обучающая платформа. Размещение уроков на специальном сервисе создает дополнительные удобства и преимущества. Например, можно настроить автоматический доступ к урокам или отрегулировать разный формат доступа для разных пользователей. Например, пользователям на дешевом тарифе доступны только 5 уроков, а пользователям на дорогом тарифе — весь курс. Можно принимать на платформе домашние задания и давать на них обратную связь, прикреплять к урокам дополнительные материалы. Можно к платформе подключить платежный сервис и принимать деньги за обучение. А еще платформа предоставляет статистику по курсу, например, сколько пользователей оплатили обучение, сколько — прошли его полностью.
Удобнее запускать курс на специализированной обучающей платформе, например, GetCourse, eTutorium, ZenClass. Стоимость использования зависит от числа активных клиентов, срока использования, объема памяти в файловом хранилище и других функций. Например, самый дешевый тариф на GetCourse обойдется в 4400 ₽ в месяц, самый дорогой — в 249 000 ₽. Файловое хранилище в стоимость не входит — его оплачивают отдельно: от 390 ₽ в месяц за 10 Гб до 4800 ₽ в месяц за 500 Гб.
Можно бесплатно выложить уроки на YouTube, но большой риск, что уроки скачают и «сольют» на сайты-обменники типа Складчик.ру. К тому же принимать домашние задания придется в почте либо в мессенджерах. А это неудобно — среди большого объема сообщений вы можете пропустить выполненную работу клиента.
Я не стала пользоваться обучающей платформой и пожалела. В основном, из-за сложностей с доступами пользователей к разным видео в разное время. Четко разграничить права YouTube позволяет только для пользователей с почтой на Gmail, но таких учеников у меня было меньше половины. И при большом потоке клиентов, легко запутаться в домашних заданиях.
Ольга Беляева, автор статьи
Продающий вебинар. По форме это бесплатный урок, на котором даете часть знаний и рекламируете курс — рассказываете, какую информацию получат пользователи и какие навыки освоят во время обучения. По сути, это способ доказать свою экспертность, раскрыть преимущества инфопродукта, завязать отношения с холодной аудиторией.
Существует множество вебинарных платформ, например, Bizon365, Webinar.ru, Pruffme. Практически все предлагают бесплатный тестовый период или бесплатные тарифы с ограниченными возможностями. Полноценные версии обойдутся от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в месяц — стоимость зависит от количества проводимых вебинаров, числа участников и других функций.
Можно провести вебинар бесплатно на YouTube, но тогда не сможете принимать оплату по кнопке на экране. Пользователям придется переходить в другое приложение или открывать новую вкладку в браузере, чтобы оплатить обучение. На мой взгляд, лишние действия снижают конверсию в покупку.
Моя главная ошибка — не провести продающий вебинар перед курсом. Без него обучение покупали только лояльные подписчики, которые давно наблюдают за мной в блоге. А «холодная» аудитория не реагировала на рекламу, потому что пользователи не хотели тратить деньги на незнакомого спикера.
Ольга Беляева, автор статьи
Фирменный стиль. Единый стиль для всех материалов и ресурсов поможет пользователям визуально идентифицировать ваш курс среди конкурентов. Чтобы создать фирменный стиль, используете логотип, цветовое оформление, определенные шрифты в электронных письмах и презентациях урока, при оформлении аккаунта в социальных сетях, в дополнительных материалах — трекерах, чек-листах.
Начинающий дизайнер нарисует логотип от 1000 ₽, и сверстает каждую страницу обучающего материала от 500 ₽. Попросите сразу выполнить логотип для темного и светлого фонов и прислать файлы в нескольких форматах, например, JPEG, GIF и PNG.
Команда. Вы можете делать курс в одиночку или нанять сотрудников, пригласить партнеров:
- спикер проводит отдельные уроки;
- куратор проверяет домашние задания;
- технический специалист настраивает и контролирует работу сервисов и платформ;
- таргетолог настраивает и запускает рекламную кампанию.
Оплата помощникам может быть любой: бартер за рекламу их услуг у себя в блоге, фиксированная ставка или процент с продаж. Теоретически все это можно сделать самому, но получится дольше и, вероятно, менее качественно.
Сколько денег потратила, чтобы запустить первый онлайн-курс
Видеограф (пять уроков по 15–25 минут и вводная лекция на 5 минут) — 5500 ₽
Два приглашенных спикера: специалист по SMM и психолог — по одной лекции у каждого — 4000 ₽
Реклама в сторис у трех блогеров — 3000 ₽
Таргетированная реклама в Instagram — 1500 ₽
Разработка дизайна логотипа, верстка трекера и расписания — 2000 ₽
Аренда студии для съемок — 1560 ₽
Сайт на тильде — 1250 ₽
Итого: 18 810 ₽
Можно попытаться запустить курс, не вложив ни копейки. Но потратите много времени и пострадает качество, если в каких-то областях вы не специалист
Сколько можно заработать на онлайн-курсе
Потолка нет, этим и прекрасен рынок инфобизнеса. Например, в ноябре 2020 года блогер с тремя миллионами подписчиков Александра Митрошина публично объявила: курс, в который они с командой вложили 21 500 000 ₽, принес 89 400 000 ₽ чистой прибыли. По словам Александры, это самый прибыльный инфопроект в России, до него крупными считались запуски с продажами на 10 000 000–15 000 000 ₽.
Тренер-новичок может вообще не продать курс или заработать меньше, чем вложил. Из опыта моих знакомых знаю, что при вложениях в 20 000–40 000 ₽ можно полностью окупить расходы и получить прибыль в 300% и более.
Я вложила в курс около 19 000 ₽ и целиком полагалась на лояльность подписчиков. Первый запуск только отбил вложения, но помог проанализировать ошибки. Сейчас понимаю, что перед стартом необходимо было собрать потенциальных клиентов на продающий вебинар. Кроме этого, рекламировать курс у сторонних блогеров начала только накануне запуска. Если запустить рекламу заблаговременно — за неделю или еще раньше — охват будет больше.
Ольга Беляева, автор статьи