К 100-летию со дня рождения
«Скоро настанет час, когда фашизма на нашей земле не будет. Эх, как хочется дожить до тех дней! А если не удастся, то в долгу перед Родиной не останемся. Нас не забудут не только родные, нас не забудет народ, наша великая Родина-мать».
- Из письма Кати Перекрещенко с фронта в 1943 году
Катя не дожила до этих дней, ей было всего 23 года. У нее была очень короткая, но яркая жизнь, достойная стать примером. Катя стремилась жить, старалась как можно больше успеть. И в памяти жителей Абакана и республики эта бесстрашная и мужественная девушка навсегда останется молодой. Любимая книга Кати — «Как закалялась сталь» Н. Островского, ее идеалом были комсомольцы 20-х годов. Катя считала, что комсомолец должен быть всегда примером, всегда впереди. Такой она и была с детства: смелой и целеустремленной.
Мирная жизнь
Катя родилась 24 декабря 1920 года в Минусинске. Отец был участником Первой мировой войны, с фронта вернулся инвалидом. В семье было четверо детей — Владимир, Антонина, Катя и Лидия. После смерти отца семья в 1936 году переехала в Абакан. Катя поступила в торгово-кооперативную школу Хакоблпотребсоюза на курсы продавцов, работала в Бейском сельпо завмагом. Затем Катя была переведена в аппарат райкома ВЛКСМ, ее направляют пионервожатой в школу села Сабинка Бейского района.
А осенью она едет на курсы пионервожатых в Красноярск. После окончания курсов в 1938 году Обком комсомола направляет Катю в Абаканскую школу № 10. Катя была хорошим организатором, могла увлечь детей и организовать всех вокруг себя. Несколько раз Катя была на слетах лучших пионервожатых в Красноярске и Новосибирске. Она поступает заочно учиться в пединститут. За хорошую работу в школе Катю премируют путевкой в Ялту.
В школу Катя уже не вернулась. С 1 октября 1939 г. ее переводят в Горком ВЛКСМ инструктором отдела пионеров и школьной молодежи. В вечернее время Катя занимается в Черногорском аэроклубе, она получила военное звание парашютистки.
В октябре 1940 г. ее отправляют в Иркутск на курсы бухгалтеров, по окончании которых Катю распределяют в Абакан, в областную контору Госбанка бухгалтером (с 05.04.1941 г.).
Началась война…
23 июня 1941 года в Хакасии началась мобилизация и призыв населения в Вооруженные силы. В течение этого дня в военкоматы поступило 545 заявлений от добровольцев о зачислении в армию. Катя в числе первых обратилась в военкомат, хотела уйти на фронт, но ее не отпустили. Работа в Госбанке на тот момент была важной. С первых дней войны начался сбор средств в Фонд обороны. Люди каждый день несли свои сбережения, драгоценности, перечисляли заработок для фронта.
Следует отметить, что Катя обладала удивительной способностью. Где бы она ни находилась, всегда занималась общественной работой и умела быстро проявить себя, все успевала и всегда была в центре событий. За 9 месяцев работы в Госбанке ей было присвоено звание отличника труда, она получила благодарность. И в это же время (15 октября 1941 г.) девушка заканчивает трехмесячные вечерние курсы школы медицинских сестер, при этом она была политруком группы.
В личном листке по учету кадров в графе «Участие в выборных органах» отмечено: «Секретарь первичной комсомольской организации, член бюро Горкома ВЛКСМ, член бюро Пленума ВЛКСМ, председатель местного комитета, председатель агитационно-пропагандистской комиссии». А ведь ей был всего 21 год...
Катю не покидает мысль о фронте, она опять обращается с заявлением. Но на тот момент первоочередной задачей области было обеспечение фронта хлебом, требовалась помощь сельскому хозяйству. Хакасский обком ВКП(б) принимает решение «Об участии комсомольских организаций в проведении весеннего сева 1942 г.». И потребовались организаторские способности Кати. Горком ВЛКСМ направил ее на трудовой фронт — помощником начальника политотдела по комсомольской работе в совхоз «Советская Хакасия» Боградского района. Нужно было организовать молодежные бригады для проведения весеннего сева.
Фронтовая жизнь Кати
Но Катя стремилась на фронт. И она нашла способ туда попасть. В августе 1942 г. в Сибирском военном округе формировался «Сталинский добровольческий стрелковый корпус сибиряков». Катя написала заявление в Боградский райвоенкомат и уехала в Красноярск. В середине сентября Сибирский корпус, в который вошли стрелковые бригады Новосибирска, Кемерова, Томска, Красноярска, Омска и Барнаула, получил приказ отбыть на фронт. Теперь «Е.Ф. Перекрещенко состоит на службе в воинской части № 3091 в должности санинструктора». На штампе стояло «78-я Сталинская добровольческая стрелковая бригада красноярцев-сибиряков, 3-й отдельный стрелковый батальон».
Части стрелкового корпуса сибиряков вошли в состав армии Калининского фронта. В первый тяжелый бой 78-я бригада вступила 28 ноября 1942 г. И уже в этом первом бою Катя отличилась. Она вынесла с поля боя 28 раненых солдат. В окружении немцев отбивалась с легко раненными бойцами. Потом двое суток охраняла в степи раненых, тщательно скрывала их, накрыв маскировочными халатами. Когда наши прорвали кольцо окружения, Катя эвакуировала всех раненых в полевой госпиталь. За это она была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе описы-вается Катин подвиг именно в том, в первом бою.
Письма Кати рассказывают о ее фронтовой жизни. Они дают возможность увидеть события глазами Кати. Письма полны оптимизма и веры в победу. Это придавало ей силы. Все поступки Кати пронизаны чувством долга: спасать, спасать наших солдат. Даже когда была ранена, лежала в госпитале, думала только об одном: на фронт, на передовую.
«Сейчас я стала немного ходить. По выздоровлении только на фронт, на передовую. Ранена была 9 декабря 1942 года, а 25 декабря получила поздравительную телеграмму в госпитале о награждении орденом Красной Звезды. Умру, но не забуду этого. Скоро на фронт, на передовую. Какая радость, что я опять поеду спасать своих бойцов и бить фашистскую сволочь. Я — большевичка, от меня требуется многое».
«Дорогие мои! Пишу письмо, а как хочется увидеть вас, моих дорогих. Вот летит мессершмитт, строчит пулемет. А я решила сесть на пенек и написать вам маленькое письмо. Знайте, что Екатерина жива и смерти не боится. Умереть за Родину и вас, моих родных, нисколько не жалко. Мечта одна — скорее разгромить врага».
«Мама, знайте, что скоро настанет час, когда фашизма на нашей земле не будет. Пускай я погибну за Родину, которая воспитала меня, учила меня. Мама, бойцы называют меня “наш непробиваемый атаман”. Два месяца не поддавалась фашистской пуле, а ранили — не ушла с поля боя, истекала кровью, оказывая бойцам помощь. Кто воспитал меня такую именно? Вы, мама, партия Ленина, которая научила меня ненавидеть фашизм. Медицина восстановила мне здоровье, и я снова пойду в бой».
«Здоровье сейчас хорошее, поправилась. Правда, хожу не так хорошо, но рада, что замечательные врачи поставили меня на ноги. Скоро еду опять на фронт, все силы отдам для спасения наших любимых бойцов. У меня одна мечта: или умру героем, или приду героем, все силы отдам для спасения наших любимых бойцов».
«Родные! Можете меня поздравить с получением ордена Красной Звезды и звания гвардейки. Из девушек первая получила это звание… Скоро, скоро придет тот момент, когда гитлеризм будет окончательно разбит в пух и прах. Наша Красная армия не шутит с немчурой, а лупит вовсю. Ну, прощайте, сейчас 5 минут отдыха — и дальше движение».
«Очень печально, что пришлось выйти из строя и попасть в госпиталь, быть прикованной к постели. Знайте, что победа скоро должна быть безусловно. Наши бойцы — патриоты, лупят немчуру, как кошек, они бегут без штанов назад».
«Все еще в этой муторной обороне, какая скука. Ладно, что еще добываю кое-какие книги, читаю солдатам. Сейчас читаю Толстого “Войну и мир”, книга полезна и в такое время. Мы деремся с этими людоедами и должны их уничтожать, как бешеных собак. Пускай не ждут пощады».
«Некогда лечиться, раны зажили — и пошел опять. Мама, пойдем в тыл врага громить. Я уже убила одного офицера и фрица… Да, мама, 18 раз Екатерина вступила в бой, но я духом никогда не падала. Я большевичка, притом сейчас парторг роты, это тоже большая ответственная работа»
Продолжение следует.
Лидия БЕЛОУСОВА
Фото из архива семьи Перекрещенко