В качестве предисловия
Эта статья - 4-я часть цикла статей и продолжение 1-й, 2-й, 3-й части публикации - "Расследование гибели 8 бомбардировщиков ТБ-3 в небе под Бобруйском!", посвященных историческому мини-исследованию и описанию подвига наших мужественных летчиков из полка дальней бомбардировочной авиации в начальный период Великой Отечественной Войны. Ссылки на 3 предыдущие части статьи можно будет найти ниже.
В рамках текущей публикации "Кто сбил 111 бомбардировщиков 30 июня 41-го? Узнаём врага в лицо!" мы познакомимся с немецкой статистикой и персоналиями, записавшими на свой боевой счет наши боевые потери...
Первоисточником информации и импульсом к авторскому расследованию являются факты массовой гибели советских бомбардировщиков 30 июня 1941 года под Бобруйском, приведенные К.Симоновым в своем военном дневнике "Разные дни войны".
Немного немецкой статистики за 30 июня 1941 года
Настал черед изучить немецкую статистику. Ниже будет представлена таблица с уникальной информацией по заявленным воздушным победам немецкой истребительной эскадры JG.51 "Мёльдерс" Jagdgeschwader 51 "Mölders") за 30 июня 1941 года.
Чтобы "истолковать" эту таблицу, нужно вначале представлять некоторую информацию по составу эскадры и типам сокращений.
Эскадра люфтваффе JG.51 состояла из 4-х истребительных групп (Jagdgruppen), по 3 эскадрильи в каждой.
Несмотря на то, что на захваченный немцами аэродром Бобруйска совершались частые налеты советской авиации, уже к 30 июня немецкие самолеты размещались на нем массово. Хотя, по документам, местом базирования самолетов (Bf-109F) эскадры, по состоянию на 06.41 - 01.07.41 - значится деревня Халаси, Венгрия. Место базирования с 01.07.41 - 07.41 уже Stara Bychow.
Всего накануне операции «Барбаросса» люфтваффе собрало вдоль границы с СССР, в 20 авиа-группах 858 истребителей. Большинство из них были Bf.109F, в количестве 680 машин.
Эскадра JG.51 включала в себя 4 авиа-группы: I./JG51, II./JG51, III./JG51, IV./JG51. В таблице приведены цифры в столбце "С" - это номер эскадрильи. Если принять, что в каждой из 4-х групп - по 3 эскадрильи, мы легко сможем определить авиа-группу и летчика люфтваффе, обозначенного в столбце "B". Каждую авиа-группу возглавляет штаб - римские цифры (например, Stab II. - штаб второй группы JG.51). При штабах служили асы, такие знаменитые, как 28-летний Вернер Мёльдерс, разбившийся в авиакатастрофе 22 ноября 1941 года, но успевший "отметиться" в воздушном бою 30 июня 1941 года - 5-ю сбитыми бомбардировщиками ДБ-3.
Каждая из четырёх групп JG.51 была оснащена самолетами Messerschmitt Bf.109F-2. Всего истребительная эскадра JG51 имела 160 машин этого типа, из которых 121 были в боевом рабочем состоянии (ниже представлена статистика материальной части эскадры к началу 22.06.1941):
- Stab JG.51 - 4 всего/4 рабочих самолета,
- I группа JG.51 - 40 всего/38 рабочих;
- II группа JG.51- 40 всего/23 рабочих;
- II группа JG.51- 38 всего/30 рабочих;
- IV группа JG.51 - 38 всего/26 рабочих.
После гибели бывшего командира эскадры Вернера Мёльдерса получила официальное название «Мёльдерс»
Самолет каждого немецкого аса имел свою индивидуальную раскраску:
В таблице ниже у этого аса указано - Obstlt. Werner Mölders (Оберст-лейтенант от нем. Oberstleutnant) - отметил его красным цветом, в таблице на втором листе (см. 56 строку). На 120-123 строке отмечен и небезызвестный нам Александр Мудин - летчик с русским происхождением, сбивший 4 советских самолета (модель не указана). Про А.Мудина (а он был сбит и попал к нам в плен 23 сентября 1941 года), есть отдельная статья на канале - рекомендую вам ее прочитать!
В столбце "Е" - указан тип подбитого (заявленного или уничтоженного) самолета противника по словам летчика. Сбитый самолет противника немцы фиксировали по радио связи в журнале и даже, если немецкий пилот не возвратился из воздушного боя, в журнале на его боевом счету (и общей статистике эскадрильи) уже была сделана отметка.
В столбце "F" - указана географическое название местности воздушной победы. Здесь, приставка-аббревиатура N, S, E, W - сокращение от слов (north - север, south - юг, east - восток, west - запад).
В столбце "G" - указано время воздушной победы по журналу. Вообще, по журналу, зафиксировано время первого воздушного боя с 6:25 и заканчивается 20:02. Наибольший пик потерь наших боевых самолетов приходится на вторую половину дня. Следует также брать во внимание немецкое время - зимой разница составляет 2 часа, а летом 1 час. Соответственно, для сопоставления хронологии взлета/посадки из полковых журналов боевых действий советских авиа-частей, нужно включать поправку на время.
На основе немецких данных, построим диаграмму по типам сбитых самолетов:
На диаграмме выше, основной состав потерь - это советские бомбардировщики ДБ, СБ и ТБ. Собственно немецкая информация, и есть косвенное подтверждение свидетельства слов К.Симонова про отсутствие прикрытия истребительной авиации. Другой важный момент по журналу - это невероятно большое кол-во заявленных самолетов - 139 всего, из них только - 111 ед. это бомбардировщики.
В немецком журнале за 30 июня без привязки к месту воздушного боя (стоят прочерки) - всего 104 записи из 139. Географию места боя по некоторым записям с прочерками в журнале, можно примерно экстраполировать следующей и-или более ранней записью с географ. отметкой - в связке со временем, персоналией нем. летчика и номером эскадрильи.
Всего в немецком журнале - 31 запись с географическим упоминанием г.Бобруйск.
Разными цветами в журнале выделены блоки сбитых самолетов, идущих подряд в списке, по которым прослеживается и четко выстраивается временная цепь из одной эскадрильи (ячейка "C" и времени воздушного боя - ячейка "G"). Например, это может группа нескольких звеньев наших самолетов ДБ-3Ф или ТБ-3, спаленных в воздухе, как то описал Симонов.
Статистика авиа-потерь в документах нашей стороны
Следует добавить, что 111 потерянных одним днем советских бомбардировщиков в немецком списке - это суммарные потери не только над переправами в районе Смолевичи и Бобруйска (аэродром) и р.Березина, но и соседние районы (Могилев и Орша), указанные в оперативной сводке №10 ВВС Западного фронта от 30.06.1941 по состоянию 20:00 (читаем внимательно, очень любопытный исторический документ на 2-х страницах):
1) В документе сказано, что уже с 12:40 все соединения ВВС Запфронта были направлены на уничтожение мотомехчастей противника в районе Бобруйск.
2) По 3 Авиа Корпусу сказано, что в 9:45 для выполнения указанных задач вылетело 15 ДБ. Подробных донесений к 18.00 в штаб ВВС не поступало.
2) По 3 Авиа Корпусу сказано, что в 9:45 для выполнения указанных задач вылетело 15 ДБ. Подробных донесений к 18.00 в штаб ВВС не поступало! На аэродроме Бобруйска уничтожено до 40 самолетов противника.
4) Не вернулись на свой аэродром 2 истребителя И-16 из 43 ИАД. (Немцами в журнале за 30 июня заявлены 5 самолетов И-16).
5) Итак имеем - общие потери по оперативной сводке штаба ВВС за 30 июня 1941 года: 8 самолетов ДБ-3Ф, 6 СБ, 3 И-16, 2 самолета Су-2. Итого: 19 самолетов.
В документе на 20:00 получены еще не полные сведения (?) Но почему? Как объяснить столь низкие цифры потерь в оперативном донесении штаба к 18:00 [или времени документа 20:00!]? Непонятно!...
Цифры советских авиа-потерь по немецким данным за 30 июня, действительно очень высокие, но к ним стоит прибавить потери от зенитных средств противника, о которых в книге Симонова в телеграмме командующему ВВС Запфронта рапортует командир 3-й тбап - полковник Скрипко. Значит реальные потери наших ВВС вырастут еще больше.
Ниже официальные архивные документы - ведомости потерь частей ВВС Западного фронта за период 41-42 года. Смотрим и изучаем цифры за июнь-июль месяц. Цифры потерь не совпадают с немецкими почти в 2 раза.
Не буду !пока! озвучивать никаких выводов, привел только статистику, такую, какую нашел в документах. Реальный масштаб наших потерь оказался ужасней, чем представлял себе К.Симонов в своих дневниках...
Следующая 5-я часть - будет завершающая и она будет посвящена нашим летчикам-героям из состава 3-го тбап, а также выводам, сделанным на основе журнала немецких воздушных побед.
Выводы и завершение работы смотрите в 5-й заключительной части, по ссылке ниже.
Вопросы
Напишите, что Вы думаете про статистику из журнала немецких истребителей и такие огромные цифры наших потерь? Буду рад комментариям и отзывам на статью!
Спасибо, если дочитали статью! Это еще не окончание темы.. Готовится завершающая часть расследования. Поддержите, пожалуйста, тему лайками и поделитесь этой публикацией в интернет! Чем больше людей узнает о подвиге наших героев, тем лучше мы сохраним эту память для потомков и приумножим свои познания в эпизодах истории Великой Отечественной Войны. Спасибо!
---> ссылка на 1 часть
---> ссылка на 2 часть
---> ссылка на 3 часть
---> ссылка на 5 часть
Традиционно, эта статья на канале будет дополняться новой информацией. Так что, заглядывайте сюда, если вам интересна эта тема!
Друзья, если Вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, лайк Рядовому, поделитесь этой статьей в соц.сетях! А если Вам очень понравилось - подпишитесь на канал "Рядовой Имярек", чтобы не пропустить ничего интересного!
Вы можете поддержать автора канала символической помощью. Собранные деньги пойдут на покупку исторических фото-документов или их проф. перевод!