Найти тему
Prophetmaster Audio

Клонировали раз, клонируют и сейчас: Усилитель QUAD 405

Усилитель QUAD 405 был разработан и выпускался в Великобритании еще в 70-х годах, но пользуется устойчивой популярностью у любителей музыки по сей день. Что не удивительно - конструкция сделана в духе минимализма, а звучит аппарат очень даже хорошо. Клонирован он был не раз: копия QUAD 405 выпускалась в Венгрии, а в СССР его схема печаталась для самостоятельного повторения в журнале "Радио" дважды (насколько я знаю) - сначала под редакцией О. Решетникова, а позднее в статье Ю. Солнцева. В промышленном варианте очень похожая схема была реализована в оконечнике 80-х годов "Орбита 50УМ-002". Сейчас китайские клоны QUAD 405 продаются и в виде готовых плат, и как наборы для самостоятельной сборки. Вот такая популярность образовалась у невзрачной с виду коробочки с туманного Альбиона:)

QUAD 405-2, вид изнутри (электролиты на платах уже поменяны)
QUAD 405-2, вид изнутри (электролиты на платах уже поменяны)

Сказать, что схема "простая как три копейки" не могу - есть куда проще, но повторяемость у нее хорошая, с термостабильностью проблем никаких, так как оконечные каскады в классе В работают (ток покоя нулевой), а звук радует - отсюда такая востребованность и оригиналов, и клонов. Класс В для многих звучит как "приговор", но не в этом случае - в усилителе мощности QUAD 405 применена эффективная схема компенсации нелинейных искажений (типа ступенька), присущих работе оконечного каскада в В классе. В рамках статьи не буду углубляться в принцип работы схемы компенсации искажений в данном усилителе - об этом написано много статей и все они доступны во Всемирной Паутине.

Мне попался на замену электролитов и прослушивание модернизированный вариант - QUAD 405-2. Он не сильно отличается от первого и звучит аналогично, имея схожие параметры. Первое, что бросилось в глаза, что усилитель совсем небольшой по размеру, но при этом достаточно тяжелый - чуть ли не половину внутреннего пространства корпуса занимает очень солидный экранированный сетевой трансформатор.

Правый канал, еще до замены конденсаторов
Правый канал, еще до замены конденсаторов

Еще, в корпусе установлен выпрямитель, пара емкостей 10000 мкФ\63 В, две платы самого усилителя (левый и правый каналы), предохранитель, селектор напряжения и разъемы.

Плата левого канала еще до замены конденсаторов и силовые электролиты
Плата левого канала еще до замены конденсаторов и силовые электролиты

Больше там нет ничего:) Ремонтопригодность высокая - платы легко вынимаются и отсоединяются, доступ ко всем остальным узлам хороший. Замена мелких электролитов тут минутное дело, а силовые емкости проверил и оставил на месте - они имеют до сих пор отличные параметры.

Плата одного канала усилителя мощности QUAD 405-2 (до замены электролитов)
Плата одного канала усилителя мощности QUAD 405-2 (до замены электролитов)

Технические параметры QUAD 405-2, заявленные производителем:

-6

Оконечный каскад оригинального усилителя квазикомплементарный - выполнен на транзисторах RCA одной проводимости (n-p-n). В клонах иногда использовалась и комплементарная выходная пара, и даже составные транзисторы.

Тыловая панель усилителя на фото ниже. Акустические терминалы только под разъемы типа "банан", входной разъем стандарта DIN.

QUAD 405-2, вид со стороны тыловой панели
QUAD 405-2, вид со стороны тыловой панели

Релейной защиты и задержки подключения АС в усилителе нет - подавление щелчков при включении и выключении решено схемотехнически, а функции защиты АС в аварийной ситуации выполняют предохранители в плечах питания каждой платы. Не самый лучший вариант, но есть и плюс: в цепи аудио сигнала нет контактной группы реле.

В 80-е годы я неоднократно паял различные схемы усилителей, опубликованных в журнале "Радио", но этот не пробовал делать - насколько я помню, меня тогда "напугала" необходимость самостоятельной намотки катушек индуктивности с точными номиналами, которые входят в состав деталей схемы компенсации искажений. Проблемой было достать нужные сердечники, да и измерить индуктивность было нечем.

Но теперь выпала возможность послушать оригинальный QUAD 405-2, чем с удовольствием воспользовался. С первых звуков из АС услышал, что аппарат серьезный и будет чем занять уши на ближайшие часа два. Часто бывает, что на прослушивание усилителя у меня уходит не более 5 минут: 2-3 трека по небольшому фрагменту послушаешь и то, через силу - если звука нет, это слышно сразу.

QUAD 405-2 слушал долго и с интересом - это меломанский аппарат, он как хороший исполнитель, старается что-то донести до слушателя. Однако если нужны динамические контрасты, то это не к нему. Горан Брегович, например, не "вжаривает", где надо, все норовит обойтись без "резких движений". Дури в УМ хватает - блок питания мощный, но как-будто скорости маловато. Это заметно и на симфонической музыке - слушал Шостаковича и Виртуозов Москвы Спивакова. Но в целом усилитель оставил очень приятные впечатления. Думаю, что эта же схема, на современной элементной базе, указанных недостатков (на мой субъективный слух) может и не иметь.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои, кроме первого и последнего - УМ после сборки просто забыл поснимать.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a

Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000

Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8

Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907/// Musical Fidelity A-1

Yamaha CX-2000 /// Pioneer SA-6200 /// Marantz PM-80 /// Sansui B-2102

Tandberg 3002A /// Leak 3900A /// Exclusive M4A /// Kyocera A-710

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)