Усидчивый, внимательный, наблюдательный и терпеливый ребёнок, ребёнок умеющий ждать. Это только темперамент или возможно как-то повлиять воспитанием? Конечно же, темперамент сильно влияет на поведение ребенка. Но темперамент не определяет на 100% поведение ребенка! Это важно помнить каждому родителю, который ставит крест на своём ребенке. Мы можем помогать ребенку направить свой темперамент в русло адекватности. Да, сложно за одну неделю полностью изменить шкодность ребенка на усидчивость. Да и нужно ли изменять полностью? Ведь ребенку нужно научиться быть внимательным, когда нужно🤨, а в остальном он может вести себя активно.
Но родители знают, несколько сложно научить ребенка быть внимательным хотя бы определенными периодами. Как это сделать?
Во-первых, помнить, что люди (не только пожилые, но и дети) не могут быстро изменить свой характер. Родителю самому нужно учиться терпеливо ждать. Вообще, мы иногда не замечаем, как суетимся сами. Иногда дети просто повторяют за взрослыми. Не всегда, конечно. Есть и другие причины.
Во-вторых, важен процесс воспитания. Воспитывать внимательность и усидчивость можно с использованием игровых упражнений. И здесь есть два принципа, без которых результата просто не будет. Это постоянство (регулярность) и понемногу (коротко, не утомлять ребенка долгими упражнениями).
Многие из полезных игр– упражнений Вам, скорее всего, известны.
- Пересыпание круп, песка, переливание воды и наблюдение.
- Сортировка перемешанных круп, макарон, игрушек (игра "Золушка", покупные сортеры).
- Игры с конструктором.
- Взрослый читает вслух, ребёнок слушает.
- Рисование, письмо, разукрашивание.
- Рисование и письмо по насыпанной крупе на подносе.
- Вышивание (на ткани, на картоне, на деревянных заготовках).
- И другие.
Сегодня хочу сделать акцент на одной из игр. Её можно назвать "слушаем тишину" или "наблюдаем за тишиной". Если мы выключим все аудио и не будем ничего говорить, мы поймём, что абсолютной тишины нету. Тиканье часов, проезжающие машины, дождь, шаги на этаже сверху, ветер... Даже в полной тишине есть какой-то шум.
Первый этап игры: наблюдение. Цель: понаблюдать за тишиной, обдумать, как можно описать именно ту тишину, которую слышишь, какими словами. Продолжительность этапа: пока ребенок не нарушит тишину.
Второй этап игры: описание. Цель: словесно описать тишину. Какая та тишина, которую ты слышал? Расскажи. Что ты слышал? Какое тиканье часов? Тихое, как будто кто-то шагает, спокойное, всё время (постоянное, вечное) и так далее. Сначала ребёнок говорит сам. Если ему сложно, можно подключить наводящие вопросы взрослого. Если по-прежнему сложно, взрослый может описать, что слышал он. Затем можно снова попросить ребенка. Игра окончена, когда ребёнок захочет сменить деятельность. Или просто Вы сами заметите, что он устал.
К этой игре можно предложить визуальное наблюдение за тишиной. Не слушать тишину, а наблюдать за тем, что рядом. Какие тени отбрасывают предметы? Как устроена дверка шкафа? Куда движется стрелка часов? Эти два варианта игры можно совмещать. Возможно, ребенку будет даже легче поначалу и слушать за тишиной, и наблюдать за ней визуально.
Успехов Вам и Вашему ребенку!