Найти в Дзене
Виктория Аннинская

История мировой культуры. Искусство Античности. Древний Рим.

Древний Рим.
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства - римской военно-административной державы, основанной на более организованной и

Древний Рим.

С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства - римской военно-административной державы, основанной на более организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения.

Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Периодизация.

III-II тыс. до н.э. – этрусская культура.

8-6 века до н.э. – царский период Рима. Рим – название города и государства. Наряду с царем в Риме правил сенат – совет старейшин, состоящий из 100-300 человек. Царь (Рекс) в Древнем Риме избирался народным собранием, состоящим из воинов. Власть царя не переходила по наследству. Народное собрание выбирало вождя, который становился военачальником, жрецом, судьей. Такие вожди (рексы, базилевсы) были везде, т.к. люди жили родовым строем. Таких родов было 300. Когда говорили «Публий Корнелий» или «Квинт Гораций» - значит, Публий из рода Корнелиев, Квинт из Горациев. Третье имя – прозвище, переходящее по наследству – Марк Туллий Цицерон (горошина).

В 6 веке до н.э. впервые избран диктатор – должностное лицо с чрезвычайными полномочиями. К диктаторской власти прибегали только в моменты крайней опасности, при требовании полного единоначалия.

5-1 века до н.э. республиканский период Рима. Высшая власть принадлежит двум избиравшимся ежегодно консулам (сначала их называли преторами).

Император в республиканском Риме - высший почетный военный титул, который не давал никаких привилегий в смысле власти. Титул императора присваивался полководцу за победу по постановлению сената или решению воинов.

3-1 века до н.э. – расцвет Республиканского Рима. В конце 3 века до н.э. формируется латинский литературный язык и на его основе – эпическая поэзия.

Основоположниками латинского языка считаются:

Ливий Андроник – старейший поэт и драматург, впервые перевел на латинский язык «Одиссею»;

Квинт Энний – «отец римской поэзии». В эпосе «Анналы» воспел героическое прошлое римлян.

Комедиографы: Плавт (3-2 века до н.э.. сюжет комедии «Близнецы» лег в основу «Комедии ошибок» Шекспира; «Золотой горшок» - в основу «Скупого» Мольера), Теренций (2 век до н.э., бывший раб, драматург-комедиограф, развил жанр новой греческой комедии).

Катон (2 век до н.э.) – цензор, защитник «нравов предков» и римской старины, враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии.

1 век до н.э. – последнее столетие Римской республики.

Гай Юлий Цезарь – диктатор, трибун, полководец, писатель.

Марк Туллий Цицерон – оратор, консул, писатель, автор философских трактатов «Об ораторе», «О государстве». У Цицерона нет произведений, где действовали бы вымышленные герои.

Тит Лукреций Кар – крупнейший философ, мыслитель-материалист, автор трактата «О природе вещей».

Гай Валерий Катулл – поэт-лирик.

1 век н.э. – 4 век н.э. – эпоха Римской Империи.

1 век до н.э. -1век н.э. – период правления Октавиана Августа – императора, внука сестры Цицерона. Меценат – дипломат, друг Августа, покровитель литературы и искусства.

Этот век называют золотым веком римской литературы.

Вергилий – автор поэмы «Энеида» - о странствиях Энея, «Георгики» - о земледелии. Гораций – писал сатиры, оды, философские рассуждения, автор трактата о поэзии. Овидий – автор любовных элегий, поэм «Наука любви» и «средство от любви», эпоса «Метаморфозы» (о превращении людей в животных и созвездия), «Фасты» (о римских религиозных праздниках). Тит Ливий – историк, автор труда «История от основания города Рима до наших дней» (42 книги).

Серебряный век римской литературы.

Сенека – философ-моралист, писатель (трагедии «Эдип», «Медея»), политический деятель, воспитатель Нерона, по приказу которого совершил самоубийство. Ювенал – сатирик. Светоний – историк, писатель, составил биографии 12 цезарей (первых 12 императоров). Петроний – сатирик, высмеивающий высшее общество. Федр – баснописец. Плиний Старший – писатель-энциклопедист, автор трактата «Естественная история». Плутарх – историк, философ, писатель, создатель биографий великих греков и римлян. Тацит – историк. Витрувий – архитектор, автор трактата «10 книг об архитектуре». Марк Аврелий – император, философ. Лукиан – писатель-сатирик. Оказал большое влияние на литературу эпохи Возрождения и эпохи Просвещения.

Самое популярное произведение поздней Римской империи – Диптихи Катона – наставления о житейской нравственности. Это двустишия: 1 стих (строчка) – совет, 2 – пояснение. Диптихи сложены неизвестным автором, но приписываются цензору Катону. Они входили обязательно во все школьные программы вплоть до 18 века.

В конце 4 века н.э. Римская Империя была поделена на Западную и Восточную. В Западной господствовал латинский язык, в Восточной – греческий.

В 5 веке Западная Римская Империя была свергнута и распалась, Восточная (называлась Византией по имени греческого города Византия. На месте которого был построен Константинополь) существовала еще тысячу лет. Константинополь в XV веке разграблен турками, стал называться Стамбулом. С падением Западной Римской Империи распался и единый латинский язык. От него отделились и развились романские (римские) языки: итальянский, французский, португальский, румынский. Но на протяжении всего средневековья классическая латынь была международным языком науки, литературы и церкви Западной Европы.

  • Это интересно. Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

Искусство Римской Империи.

Известно огромное значение мифологии для греческого искусства. Римская религия, не имевшая того поэтического характера, который составлял основу греческой религии, была бедна образами и отличалась сухой прозаичностью. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы. Все важнейшие явления природы, все события человеческой жизни связывались с определенными божествами, но долгое время римляне вовсе не изображали своих богов, их божества имели отвлеченный характер и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами (например, «бог первого крика ребенка», «бог произрастания зерна»). Поэтому мифологическая тематика не имела для римского искусства такого важного значения, как для греческого.

Отсутствие развитой мифологии и конкретных образов богов было благоприятным условием для широкого заимствования культов и мифов других народов. Уже в 4 в. до н.э. римляне привели истолкование образов своих богов в соответствие с образами богов Греции.

Архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Если для Греции главным типом архитектурного сооружения был храм, то в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора, отвечавшие потребностям рабовладельческой верхушки и направленные на завоевание популярности у свободного населения городов: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения, обслуживавшие города римской державы и прежде всего - гигантский центр метрополии, город Рим.

После длительных и кровавых распрей империя была основана внучатым племянником великого Цезаря Августом, первым утвердившим строй, при котором формально сохранилась республика (некогда сменившая в Риме царскую власть), но все важнейшие должности в государстве (консула, трибуна, верховного жреца) сосредотачивались в одних руках императора.

Весь город Август разделил на округа и кварталы. Для охраны от пожаров он расставил посты и ввел ночную стражу, для предотвращения наводнений расширил и очистил русло Тибра. Чтобы подступы к Риму стали легче со всех сторон, он взялся укрепить Фламиниеву дорогу, а остальные дороги распределил между триумфаторами, чтобы те вымостили их на деньги от военной добычи.

В римской истории век Августа имел для культуры такое же значение, как в греческой век Перикла. Величайшие латинские поэты Гораций, Вергилий и Овидий озаряют этот век своим гением, возвеличивают славу августа, который покровительствовал литературе как по природному влечению, так и по расчету.

Хоть и с латинскими именами, боги Рима были те же, что боги Эллады. По рассказу Светония мы знаем, как Август сочетал храмовое строительство во славу этих богов с пользой для дел государственных.

В поисках величавости, сочетающейся с ясностью замысла, римское зодчество сумело создать на греческих образцах нечто свое, оставившее глубокий след вплоть до наших дней.

Греки и этруски знали арку и свод. Но только в Риме эти архитектурные формы, преодолевающие исконную античную прямоугольность, получили законченное развитие: в Риме кривая уже соперничает с прямой.

Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, то есть въезд победоносного полководца в Рим, - одно из самых замечательных новшеств римского зодчества.

Триумфальная арка.
Триумфальная арка.

Дух Рима отличен от духа Эллады. Римское зодчество решало новые, Риму присущие задачи, которые и определяют сущность римского строительного искусства, какова бы ни была национальность того или иного зодчего. Так, архитектор грек Аполлодор из Дамаска был создателем Пантеона, который следует признать не только величайшим шедевром римской архитектуры, но и достижением всемирно-исторического значения.

Пантеон – это храм всех богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи, включающей под римским главенством столько различных национальностей, верований и культур.

Пантеон – самый значительный по размерам римский купольный храм. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды. Диаметр круглого здания – 43,5 метра – равен его высоте. Чтобы поддержать такую громаду, потребовались массивные стены, толщина которых достигает шести метров.

Аполлодор. Пантеон в Риме.
Аполлодор. Пантеон в Риме.

И это придает внешнему облику Пантеона некоторую тяжеловесность, которая искупается небывалым простором, открывающимся перед изумленными посетителями внутри храма. Свет льется сверху из девятиметрового отверстия в куполе – знаменитого «окна Пантеона». Под светом, падающим с неба, посетитель воспринимает весь этот величественный простор, обрамленный роскошной архитектурой, словно частицу вселенной (существуют, поверья, что это отверстие для высадки инопланетян).

На фронте находится надпись на латинском языке: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», если перевести дословно это будет что-то вроде «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». В Пантеоне погребены такие знаменитые люди как Рафаэль, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Пантеон внутри.
Пантеон внутри.

Римляне не только навезли великое множество греческих статуй (кроме того, они привозили египетские обелиски), но в самых широких масштабах копировали греческие оригиналы.

Первые римские портретные изображения в мраморе или бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего. Это еще не искусство в обычном смысле. Но доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью обнажающего внутренний мир человека, - это римское достижение.

В римском портрете раскрывается перед нами дух древнего Рима во всех его аспектах и противоречиях.

Знаменитая статуя императора Августа во весь рост, где он показан во всей пышности императорской власти и воинской славы, конечно, идеализированный портрет, приравнивающий земного владыку к небожителям. И все же в ней выступают индивидуальные черты Августа, относительная уравновешенность и несомненная значительность его личности. Август изображен в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску.

Поза Августа проста и величава. Черты лица - широкий спокойный лоб, маленький рот, острый подбородок, слегка торчащие уши и небольшие зоркие глаза, передавая сходство, трактуются все же несколько идеализированно, так что облик приобретает облагороженный характер. В постановке фигуры, в обобщенной трактовке форм сказывается изучение произведений греческих скульпторов 5 - 4 вв. до н.э. Однако черты репрезентативности, присущие статуе Августа, и граничащая с холодностью строгость пластической формы - специфически римские качества.

Император Август.
Император Август.

В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем. Раскопки Геркуланума и Помпеи, ведущиеся с 18 в., дали богатейший материал для изучения римской культуры и искусства.

Помпеи – небольшой провинциальный город, существовавший несколько столетий. В основном город сложился в период республики. Его планировка свободна. В Помпеях имеется форум, переделанный в императорскую эпоху, большая прямоугольная площадь с храмом Юпитера типа этрусского храма с глубоким портиком и лестницей перед входом, храмом Аполлона, храмом городских ларов и базиликой; тут же располагался овощной рынок с бассейном для рыб и множество лавок; кроме того, в городе было два театра, амфитеатр, термы, школа гладиаторов.

Помпеи.
Помпеи.

В отдельных частях города улицы образуют довольно правильную сетку кварталов. Мостовые, выложенные из плит застывшей лавы, покрывают улицы; по краям проложены тротуары для пешеходов.

Интересно, что на перекрестках на мостовой имелся ряд выступающих плит, по которым пешеходы могли бы проходить в дождь, не замочив ног. Эти камни расположены так, чтобы повозки могли проезжать, не касаясь их. Вдоль улиц шли водосточные каналы, закрытые сверху плитами. Существовала развитая система водопровода, фонтаны, из которых брали воду, а также большие цистерны для высоко ценившейся дождевой воды. Как во всех античных городах, улицы в Помпеях были очень оживленными. Бойко шла торговля на рыночной площади и в многочисленных лавках.

Стенные росписи в одном из домов рисуют сцены городской жизни: мастерскую медника, башмачника, торговлю материями, уголок рыночной площади, где торговали горячей пищей и сластями. На стенах улиц встречаются карикатуры и надписи, сделанные мальчишками - поклонниками актеров и гладиаторов.

Сохранившийся в доме Терентия Неона живописный портрет, вероятно, его родителей, рисует облик жителей Помпеи - простое крестьянское лицо мужчины с недоверчивым взглядом больших глаз и такое же простое, живое и умное лицо жены.

Превосходно характеризуют владельцев выложенные на полу домов богатых вольноотпущенников надписи: «Привет тебе, прибыль» или «Прибыль - радость».

Помпеи. Фреска.
Помпеи. Фреска.

Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома были мозаичные полы - от простых полов, в которых узор выкладывался белой галькой на цементно-щебеночной основе, до тончайших мозаик со сложными многофигурными композициями (например, известная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием). Имеются мозаики с рисунками кубов в перспективе, мозаики, иллюзорно воспроизводящие очистки фруктов на гладком полу, мозаичные изображения уток, кошек, рыб и др.

Мозаика "Битва Александра 
Македонского с Дарием".
Мозаика "Битва Александра Македонского с Дарием".

В 313 г. долго гонимое христианство было признано в Римской империи государственной религией, которая в конце IV в. стала господствующей в Римской империи.

Христианство воинственно отвергало мироощущение, из которого выросло все античное искусство. Во всей империи еще строятся, по старым канонам, величественные дворцы, форумы, термы и триумфальные арки, но это уже лишь повторения достигнутого в предыдущие века.