Все мы хотим свободы. Но свобода нужна не только социальная, политическая, экономическая, но и интеллектуальная. Свобода это не только разрешение (отсутствие запретов), осознание необходимости, но и наличие индивидуальных возможностей (способностей, умений) делать то, что можно и нужно, быть там, где можно и нужно, думать о том, о чем можно и нужно…
Количество степеней (уровней, зон) свободы может быть разное. Поговорим о свободе восприятия.
1. Движение по иерархии. Если вы в своем восприятии и мышлении можете двигаться от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от концепции к деталям, от главного к второстепенному (и, соответственно, наоборот), то вы обладаете этой степенью свободы.. Далеко не всем доступно такое движение. Вообще, при любом восприятии, например чтении нового материала, нужно понять общую идею (замысел), а затем – детали, особенности, нюансы. Бывает, и наоборот – синтезируем из деталей целое.
2. Движение в одной зоне. Если вы в своем восприятии в определенной области реальности (предметной области), например, в педагогике, бизнесе, технике придерживаетесь определенной точки зрения (теории, концепции, подхода, технологии), то вы будете воспринимать информацию, которая в это вписывается, а все остальное игнорировать или отрицать. Ваше мышление при этом будет линейным. При таком прямолинейном движении восприятия вы, конечно, еще можете двигаться по иерархии (см. пункт 1).
3. Движение в нескольких зонах. Если вы обладаете гибким восприятием и мышлением, и можете принимать и другую точку зрения (теорию, концепцию, подход, технологию), переходить на нее, то степень вашей свободы восприятия расширяется, и тем больше, чем более гибко ваше восприятие. Вы, как бы, перешли от движения по одной линии к движению по другой линии – по плоскости, но (!) только в одной предметной области. При этом ваше мышление становится нелинейным и, в конце концов, вы можете освоить всю эту предметную плоскость без белых пятен. Но (!), чтобы не попасть впросак (не ошибиться, не рисковать, не создать проблему) и достичь цели нужно уметь воспринимать ситуацию (сложившиеся условия, действия акторов и факторов, требования задачи, обстановку) для того, чтобы сделать правильный выбор точки зрения (теории, концепции, подхода, технологии). Это еще одна степень свободы – движение восприятия по ситуациям.
4. Движение в нескольких зонах. Это гораздо сложней, но и свободы больше. Если вы обладаете гибким восприятием, мышлением, отличной памятью, познавательными мотивами, знаниями в различных предметных областях, то вы можете перейти от движения на плоскости к движению в пространстве (объеме). Как это выглядит? Например, решать задачу в области социологии или экономики, применяя знания биологии или техники; решать задачу в области техники с учетом влияния на решение экономических, социальных, природных факторов (условий, требований).
5. Движение по оси времени (эволюции). Если вы можете мониторить, (принимать, учитывать, использовать) те, изменения которые происходят со временем и внутри вас – интроизменения, и в обществе – экстроизменения, то вы обладаете в своем восприятии еще одной степенью свободы, которая обеспечивает уход от ригидности, консерватизма, информационного устаревания.
Ну, а в жизни бывает так, что в восприятии у человека нет никакого движения и никаких изменений – он знает необходимый минимум понятий («точки», «кляксы», наборы слов) там и там, может изъясняться, а самостоятельно воспринимать, мыслить, действовать, увы, нет – Эллочка Людоедка.
Пока! Свои измышления на этом прекращаю.