"Черный квадрат" - культовая картина Каземира Малевича, написанная им в 1915 году. О ее значении ведутся споры до сих пор.
Казалось бы, что особенного в этом произведении, любой бы мог это написать. Художник Илья Глазунов, например, говорил, что "квадрат - не искусство, и любой ребенок сможет нарисовать его без линейки".
Но несмотря на кажущуюся простоту, "Черный квадрат" признан великой работой автора и, пожалуй, это самая обсуждаемая и известная картина мирового авангарда. Большинство людей выработало свое отношение к этой картине. Теории о том, что изображено под тенью квадрата встречаются самые разнообразные:
- Париж глазами мертвеца;
- пустота;
- просто черное пятно;
- женский день в бане;
- жизнь после революции;
- зеркало, в котором человек видит свое отражение.
Существует даже анекдот, в котором говорится, что Малевич написал картину за 5 минут до выставки.
Для того, чтобы понять картину, поговорим сначала о его творце и времени, в котором он творил.
Каземир Малевич родился в 1879 году в Киеве. Рисованием он начал увлекаться с детства. Изначально пробовал себя в разных жанрах и стилях изобразительного искусства в попытках найти себе нишу в одном из них. Однако в попытках найти себя, его работы неоднократно подвергались критике, не принимались и не выставлялись.
Если вы считаете, что Малевич не умел рисовать, то взгляните на другие его работы.
Конец XIX и начало XX веков проходили под бумом индустриализации, искусство также претерпевало изменения. "Старое искусство" не отражало динамику современной жизни, а потому новый его виток стал воспевать мир в движении, мелькании и безликости.
Если ранее художник писал свои картины максимально реалистично, подражая на холсте какому-то действию или лицу, то с течением времени утвердился стиль более современный - авангард с многочисленными направлениями, вытеснив с пьедестала другие.
Примеры авангарда
Художники стали писать, отрываясь от художественного образа, появились простые формы и цвета. Искусство стало беспредметным. На холстах теперь появились новые миры, а не копии существующего.
Малевич не первый писал "Черный квадрат". До него догадались его нарисовать:
- Роберт Фладд "Великая тьма" 1617г.
- Берталь "Вид на Ла-Хог"(ночной эффект).
- Лоренс Стерн " Жизнь и мнения джентельмена Тристрама Шенди" 1760г.
- Гюстав Доре "Карикатурная история святой Руси" 1854 г.
- Пол Билхолд "Ночная драка негров в подвале"1882г.
- Альфонс Алле "Битва негров глубокой ночью" 1893г.
Но именно Каземир Малевич утвердил свое имя черным квадратом на белом фоне.
"Черный квадрат" был впервые представлен на выставке художников-футуристов в 1916 году в Петербурге и висел на самом видном месте. Он был представлен одновременно с другими картинами цикла Малевича "Черным кругом" и "Черным крестом", составлявшим единую композицию.
Предпосылкой к созданию картины стали эскизы декораций оперы "Победа над солнцем" в 1913 г. композитора Михаила Матушкина, над которыми работал Каземир Малевич. Именно поэтому сам художник датировал "Черный квадрат" 1913-м годом.
На самом же деле "Черный квадрат" не является квадратом. Это четырехугольник, углы квадрата не прямые, а стороны не параллельны друг другу. И он не черный, так как цвет был создан в результате смешения трех разных оттенков, ни один из которых не был черным.
На самом деле "Черный квадрат" не одинок. Каземир Малевич представил первый вариант в 1916 году, а затем написал еще три таких же экземпляра, последний из которых в 1930х гг.
После "Черного квадрата" в копилке произведений Малевича появился "Красный квадрат" на белом фоне и "Белый квадрат" или "Белое на белом". В целом в большинстве работ Малевича преобладают именно три этих цвета: черный, белый и красный.
Несколько лет назад было установлено, что под "Черным квадратом" есть, как минимум, еще два слоя каких-то изображений, которые в итоге были закрашены. На одном из слоев удалось расшифровать надпись "Битва негров ночью", что является отсылкой к картине Альфонса Алле.
Искусствоведы, рассуждая о смысле картины, часто говорят о том, что использование простых форм и цветов помогает отразить духовное состояние художника. Малевич своими картинами утвердил себя в качестве автора абсолютно нового течения в абстракционизме - супрематизма( простыми словами, превосходства объективного над впечатлениями). Также высказывается ряд мнений о том, что картина является символом безмятежности, спокойствия и бесконечности.
"Черный квадрат" стал результатом эксперимента художника, символом конца классического искусства, что безусловно доказывает продуманность его работы, а не спонтанность.
Его работы "разрушили" стандарты тех времен. В целом творчество художника во многом повлияло на современное искусство и дизайн, в котором также используют простоту и однородность формы и цвета.
Во время выставки своих работ в Германии Каземир Малевич написал книгу "Мир как беспредметность". О ней он говорил, что "Карл Маркс написал книгу, которая потрясла мир, а я написал книгу, которая успокоит мир".
При жизни Каземир Малевич просил Даниила Хармса изобразить "Черный квадрат" в прозе, однако писатель пренебрег этим пожеланием. Рассказ "Рыжий человек" вышел уже после кончины художника.
Реакция советского руководства повлияла на творчество Малевича. После ареста он всё больше отдалялся от сложных символистичных картин и писал картины в стиле импрессионизма(в переводе с фр. "впечатление", как раз то, от чего он пытался уйти).
Когда-то Малевич был бедным художником, за бесценок продающий свои картины. Сейчас его работы исчисляются миллионами долларов.
Абстракционизм- сложное искусство, далеко не всегда эстетичное. Оно требует большего и углубленного понимания от своего зрителя. Хотя и возможно, что смысл, идею и мысли Каземира Малевича легче было понять людям, жившим с ним в одно время.