В продолжение своих мыслей о начальном школьном образовании хотел бы поделиться своим СУБЪЕКТИВНЫМ мнением относительно важности основных школьных предметов на примере учебной программы 3го класса средней образовательной школы в России.
Математика
На мой взгляд, математика является самым важным, главным предметом. Не даром её называют королевой наук.
Ты можешь изучить абсолютно все предметы, зазубрить все правила, определения, законы, обладать безграничными энциклопедическими знаниями, но не зная при этом математику ты был, есть и останешься невеждой.
Математика - это единственный предмет, в котором все предельно ясно, понятно и логично. Учитель математики никогда не скажет вам "просто такое правило, надо его запомнить и выучить". Любое правило, теорема, формула - все это выводится и подтверждается логически.
Изучая математику ты начнешь мыслить логически, научишься все раскладывать по полочкам и сможешь разобраться в каком угодно предмете. Математика = логика.
Изучив математику ты всегда сможешь ответить на вопрос: "А почему так?". Ты не успеешь даже его задать, а твой мозг, как самый быстрый в мире суперкомпьютер уже просчитает все алгоритмы и выдаст на него ответ. Пока невежды на юрфаке мутными глазами читают Гражданский кодекс РФ, ты пробежишь его по диагонали и не только запомнишь все, но и сможешь сам написать такой же с указанием на ошибки и нестыковки в оригинальном документе.
Изучать этот предмет следует каждый день. Домашнее задание по математике должно составлять минимум 50% ежедневного домашнего задания начального школьника.
Русский язык
Второй по важности предмет. Не научившись писать красиво и правильно с ранних лет, ты будешь всю жизнь либо выглядеть глупцом (если плохо учил математику), либо чудаком (если математику таки выучил). В любом случае, серьезно к тебе относиться не будут.
Изучать русский язык нужно минимум 4 раза в неделю, а лучше каждый день. Домашнее задание по русскому языку должно занимать минимум 20-25% ежедневного домашнего задания начального школьника.
Английский язык
Изучение второго языка не менее важно, чем изучение родного языка и математики. Я бы поставил его в один ряд с русским, может быть, даже немного выше.
Un uomo vale tanti uomini quante lingue sa (Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек).
Изучая иностранный язык ты открываешь для себя второй мир, учишься видеть его глазами другого человека, начинаешь лучше понимать происхождение родных слов и их истинное значение.
Знание иностранного языка делает твой мир в два-три раза ярче. Трава становится более зеленой, небо более голубым, а вода более прозрачной.
Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести.
Знание английского (итальянского, испанского, французского или любого другого значимого иностранного языка) в совокупности со знанием математики превращает твой мозг в супероружие. Не останется ни одной проблемы в этой жизни, ни одной задачи, которую твой мозг был бы не в состоянии решить. Услышав краем уха как юристы на работе ругаются с бухгалтерами и финансистами, пытаясь разобраться в тонкостях исполнения проблемного договора, ты уже сможешь понять и решить проблему и разложить её по полочкам.
Если математика - это процессор компьютера, то английский язык - это видеокарта.
Изучать иностранный язык в школе следует не менее 3-4 раз в неделю, а лучше ежедневно. Домашнее задание по иностранному языку должно составлять не менее 25% от общего объема домашнего задания начального школьника.
История
Без истории нет будущего. Учебник истории - это учебник жизни.
Наивным было бы полагать, что какая-либо ситуация в этом мире может произойти впервые. Я с уверенностью могу сказать, что всё, что сейчас происходит, уже случалось раньше. Каждая сегодняшняя проблема уже не раз возникала ранее и была различными способами решена.
Изучение истории позволит не только узнать различные варианты решений проблем, но и увидеть, к какому результату и к каким последствиям приведет то или иное решение.
Кроме того, изучение истории способствует укреплению патриотизма, любви к родине. Дети учатся ценить то, что у них есть сегодня. Начинают понимать, как был построен тот мир, в котором они живут.
Изучению истории в начальной школе следует уделять минимум один урок в две недели на окружающем мире, а лучше один раз в неделю в качестве самостоятельного предмета. Домашнее задание по истории должно составлять минимум 10-15 минут самостоятельного чтения в день.
Технология и ИЗО
Данные предметы я считаю факультативными. Заставить ребенка заниматься творчеством невозможно. Если ему это не дано природой, он этому не научится никогда.
Безусловно, научить каким-то основам рисования, оригами, лепки и т.п. необходимо. Но, к сожалению, наши школы от этого далеки. Детей заставляют принести в школу кисти и краски, усаживают за парты, заставляют нарисовать зимний лес, а потом ставят тройки тем, у кого получилось некрасиво.
Я считаю, что нужно либо объяснять детям основы изобразительного искусства, объяснить алгоритм рисования человеческого лица, дерева, пейзажа... Аналогичным образом и с другими направлениями творчества. На этом изучение должно быть окончено для тех, кому это не дано. Остальные могут продолжить изучение факультативно.
Двойки и тройки за некрасивый рисунок подрывают у ребенка веру в себя, заставляют его чувствовать себя ущербным, стесняться самого себя. Уроки изо для тех, кто не имеет врожденного таланта, превращаются в пытку.
Физкультура
Физкультура в школе - это верх абсурда. Об этом я уже писал в другой статье. Данный предмет вообще не нужен в школьной программе, а если и нужен - не более 1 раза в неделю, причем последним уроком.
Никакого физического развития на уроках физкультуры дети не получат. Никакому спорту не научатся.
Родной русский и Чтение на родном языке
Я, конечно, извиняюсь, но что это за предметы такие? Дети уже изучают русский язык и литературу. Зачем вводить дополнительные предметы с указанием на то, что русский родной?
На мой взгляд, эти предметы должны быть включены в основные.
Если в каких-то регионах требуется изучение другого родного языка, такие предметы нужно сделать факультативными.
Мы живем в России, наш родной язык русский, мы изучаем его в школе. Вводить родной язык для галочки, ставить за него оценки и отчитываться, что мол вот, наша система образования многогранна - абсурд.
Музыка
Музыку в том виде, в котором она сегодня преподается в школе, нужно оставить в детском саду. Именно там детям необходимо показать музыку, научить слышать ноты и худо-бедно петь.
На уроках литературы и окружающего мира можно (и нужно) изучить основных композиторов, рассказать о различных направлениях в музыке и т.п.
Остальное - прерогатива дополнительного образования. Ребенок, которому интересна музыка, из уроков в школе не почерпнет НИЧЕГО. Пока ты не сядешь за инструмент, не изучишь ноты и не научишься худо-бедно что-то исполнять, ты не поймешь в музыки ничего.
Дети, которым музыка по барабану, тоже из уроков музыки ничего не усвоят. Кто-то будет воспринимать такие уроки как отдых, кто-то - как потерю времени.
Однозначно, музыка подлежит исключению из школьной программы.
Основы православной культуры
Простите.... что?? Вы в начальной школе преподаете детям основы православной культуры? А если я атеист, мусульманин, буддист, католик?? Почему я должен изучать православную культуру? Это просто потеря времени! Все, что детям действительно нужно знать, можно им дать на уроках истории и литературы. Выделать для этого дополнительный предмет и ставить за него оценки - высшая степень абсурда.
С таким же успехом можно включить в школьную программу в качестве самостоятельных предметов историю Олимпийских игр, основы валяния валенков или изучение флоры мирового океана.
Однозначно, данный предмет подлежит исключению, поскольку он не только дает дополнительную нагрузку на детей, но еще и отвлекает их от изучения действительно важных предметов. Забивает их мозг ненужной информацией, а для изучения английского алфавита места там уже не остается.