Найти тему
Дама в шляпке

Салонные игры XIX века. Как шутили стихами, наряжались в узников и поджигали изюм

Культ игры был очень развит в девятнадцатом веке. Игры карточные, подвижные, настольные, словесные, азартные… Великое множество игр! Многие дошли до наших дней практически не изменившись: бридж, покер, бильярд, лото, шахматы, домино, рулетка. Но некоторые уже далеко не так известны и утратили свою былую популярность. О них сегодня и пойдет речь.

Игра в карты. Дельфин Анжольра
Игра в карты. Дельфин Анжольра

Шарады

Да, слово знакомое. Возможно, многие из вас знают современную версию этой игры в виде стихотворения-загадки, требующей отгадать слово из нескольких слогов. Например:

Вороним криком слог мой первый отзовётся,

Предлог прочтёте в слоге вы втором,

В очень высоких волнах третий слог найдётся -

Всё вместе празднеством окажется потом.

Что это такое? Если угадали – пишите в комментариях.

Но шарады еще два столетия назад были настоящим искусством! Группа людей уходила за «кулисы», переодевалась, использовала различные атрибуты, чтобы разыграть целое представление! В частности, в знаменитой книге «Джейн Эйр» описывается такая игра. Сначала перед завороженными зрителями предстает невеста и жених у алтаря и тут легко угадывается слог «Bride» (невеста). Игру в шарады довольно сложно перевести на русский язык, поэтому слога будем составлять по-английски, как в оригинале.

Затем была разыграна восточная сценка, где красавица напоила из колодца страждущего. И отгадкой стал слог «well» (колодец).

Но так как отгадывающие не смогли сразу назвать слово, они попросили показать его целиком. Тут приведу цитату из книги:

«...открылась только часть гостиной, остальное пространство было скрыто ширмой, задрапированной какой-то грубой тёмной материей. Мраморный бассейн исчез. На его месте стоял деревянный стол и кухонная табуретка. Всё это освещалось тусклым светом фонаря, так как свечи были погашены.

На этом мрачном фоне выделялась фигура человека; он сидел, стиснув руки на коленях и опустив глаза. Я узнала мистера Рочестера, хотя его лицо было загримировано и одежда в беспорядке (рубаха свисала с одного плеча, словно была порвана во время драки), а выражение отчаяния и злобы и растрепанные, торчащие волосы действительно изменили его лицо до неузнаваемости. Когда он сделал движение, звякнула цепь: на его руках были кандалы».

Шарада была отгадана: это лондонская тюрьма Брайдуэлл.

Буриме

Словесная игра, требующая от участников умения составлять рифмы. Я уже писала, что общество 19 века сильно отличалось от нашего. Особенно показательна в этом плане традиция пробы пера в дамских альбомах. Знания в области поэзии и литературы очень ценились, общество любило читать, цитировать, декламировать наизусть.

Фото Александра Устиновича с бала "Флорентийский ирис"  Студии исторического танца "Рапсодия"
Фото Александра Устиновича с бала "Флорентийский ирис" Студии исторического танца "Рапсодия"

Вспомнить курьезного персонажа мистера Холбрука из романа Элизабет Гаскелл «Крэнфорд», который постоянно к месту и не к месту цитировал стихи. Во время прогулки с главной героиней он вдруг заговорил о любимом им поэте и изрек:

«.. Какого цвета бывают в марте почки вяза?...

- Право, не знаю, сэр, - ответила я, смиренно признаваясь в своем невежестве.

– Конечно, не знаете. И я не знал, - старый дурак» - пока не появился этот молодой человек и не сказал мне: «Черны, как почки вяза в марте». А ведь я всю жизнь прожил в деревне – тем более должно мне быть стыдно. Черные! Они черны как смоль, сударыня.»

Или сцена из той же книги, когда главная героиня и мисс Мэтти перебирают письма и находят одно с пометкой «Древнееврейские стихи, присланные мне моим досточтимым супругом, когда я ожидала письма, колоть ли свинью, но придется подождать».

Это, конечно, по большей части курьез и некоторое преувеличение, но, как уверяет сама Гаскелл, она писала свой «Крэнфорд» во много с реальных людей, живших ее родном городе.

Так вот, имея представление о нравах общества 19 века, вернемся к буриме.

Участникам предлагалось сочинить несколько строф на заданные рифмы или на заданную тему. Это были чистой воды импровизации. Чаще всего шуточные, юмористические. Никто не требовал высокой поэзии, но поэтов любили в любом обществе и часто приглашали на свои «закрытые вечеринки».

Однажды и я пробовала разыграть буриме на балу «Флорентийский ирис», хоть и в некоторой адаптированной форме.

Разделив кавалеров и дам на две соревнующиеся группы, я раздала начальные строфы, а участникам предлагалось их закончить, создав тем самым диалог между кавалерами и дамами.

- Я помню в старом замке вы не сомкнули глаз… - начиналась фраза кавалеров, которую весьма остроумно закончили – «Когда в окно залез к вам какой-то Ловелас».

- Ваш голубь перехвачен, теперь все знают, что…- звучит ответная фраза дам, законченная весьма двусмысленно – «С графиней де Лямур играли вы в лото».

И в том же духе. Получилось мило, но не скажу, что кавалерам и дамам было легко составлять стихотворные фразы даже при столь упрощенном способе буриме. Не тот век, господа, не тот век.

Живые картины

А вот с этой игрой проблем особо не возникает. Но опять же, честная публика не так искушена в живописи, как хотелось бы.

Суть игры сводится к тому, что группе людей предлагают изобразить какую-нибудь известную картину. Кавалеры и дамы занимают нужные позы, используют необходимый реквизит. А дальше уже дело за зрителями. Они должны отгадать, что за картина представлена на живом полотне и чьей великой рукой создан этот шедевр.

Мы изображали «Сватовство майора», «Всадница», «Три богатыря», «Иван Грозный убивает своего сына». Довольно сложно подбирать картины, так как это не должен быть пейзаж или портрет, иначе картину просто не угадаешь. К тому же картина должна быть довольно известной.

Картина "Аленушка". Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова
Картина "Аленушка". Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова
картина Сватовство майора. Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова
картина Сватовство майора. Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова
 картина "Три богатыря" Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова
картина "Три богатыря" Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова
картина "Всадница"  Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова
картина "Всадница" Рождественский бал Студии исторического танца "Рапсодия", фотограф Алина Морозова

Почта амуров и флирт цветов

Эту тему я раскрывала подробно в статье «Бальная почта, флирт или как меня чуть не увезли с бала на карете». Здесь же упомяну, что на рубеже 19 и 20 веков игры, связанные с флиртом, были очень популярны. Любовные записочки, зашифрованные послания были притягательны, как огонь мотыльку, для молодежи.

«Деревенская молодежь попадает под влияние мещанской части городской молодежи.

Если пять лет тому назад далеко не каждая деревенская девушка умела танцевать краковяк, польку, то в 1924 году в деревне уже танцуют танго, падекатр, этранж и пр. Это даже не танцы, это механически заученные движения ногами: лишь бы выходило сколько-нибудь похоже на танец - и ладно! Но с танцами еще можно мириться. Гораздо худшее значение имеют более утонченные формы любовных излияний как-то: флирт цветов, почта амуров. Одно время пишущему эти строки пришлось столкнуться с такой посиделкой, где молодежь занималась игрой в фанты самого непристойного пошиба. Ясно, что такие формы развлечений крестьянская молодежь могла заимствовать только у мещански-обывательской публики» (В. А. Мурин. Быт и нравы деревенской молодежи. изд. Новая Москва, 1926).

Tiddlywinks (Tiddledy winks)

Настольная игра с фишками. Ее создатель – Д.А. Финчер запустил игру в массовое производство в конце 19 века. Во многих английских семьях это стало популярным развлечением.

-7

На стол ставился стаканчик, а задача играков забросить в него свою фишку и не дать этого сделать другим игрокам. Заброс же нужно было делать особым образом: на свою фишку, которая называлась «винкс» (winks) надавливать другой фишкой «сквиджер» (squidger) и тем самым запускать «винкс» в полет. Здесь стоило проявить особую сноровку, регулируя степень нажатия и угол, чтобы фишка попала в цель.

Если вам показалось, что это очень детская игра, то смотрите следующую. Там уж точно детей не допускали.

Львиный зев (Snapdragon)

В широкую емкость (миску, чашу, таз) наливали горячительный напиток, забрасывали туда же изюм и поджигали. Изюм всплывал, а гостям предлагали схватить горящую изюминку. Кто смог, тот тушил огонь на добыче и пальцах и съедал изюм.

Для сложности, пафосности и таинственности выключался свет.

Правила этой игры я нашла на странице реконструктора Стратилатова Бориса (Бо Дхи), если вам интересна его тема, обязательно зайдите к нему на страничку или в ЖЖ, там еще много разных классных игр!

Спасибо, что прочли до конца! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, шлите письма в надушенных конвертиках! Играйте в салонные игры, не забывайте хорошие традиции!