Найти тему
Волна тепла

Почему фильм "Служебный роман" никого не оставляет равнодушным

Оглавление

Вчера пересмотрели «Служебный роман».

Все-таки, фильмы вроде него – нестареющая классика. Фильм родился в 1977 году, а характеры и судьбы, соль фильма и сейчас легко встретить в любой бюджетной или коммерческой конторе.

Образ Мымры, холодной, строгой, неухоженной женщины – трудоголика, боящейся позволить себе быть слабой – расхожий и собирательный.

Женщина-трудоголик
Женщина-трудоголик
«Она в принципе не знает, что на свете бывают дети. Она уверена, что они появляются на свет взрослыми, согласно штатному расписанию, с должностью и окладом….»

«— Она немолодая, некрасивая, одинокая женщина…

— Она не женщина, она директор»

Когда не получается «в личном», мы ныряем в карьеру. Некоторые не успевают вовремя вынырнуть, а потом уже и не хочется – страшненько. И хорошо, если найдется такой Новосельцев – высидит, выманит, растормошит.

Во взгляде - решимость
Во взгляде - решимость

Людмила Прокофьевна расцвела на глазах. Вспомнила, что она – не только директор, а прежде всего – Женщина.

Красавица
Красавица

Да и как было не расцвести, не перебороть страх вылезти из скорлупы, когда забияка-Новосельцев, все-таки, и сам боится не меньше? Вместе веселее, а если и рисковать, то сейчас. Ну как откажешь такому милому, симпатичному расхрабрившемуся мужчине?

Он же и подкупает ее своей искренностью, неумело и отчаянно пытаясь флиртовать:

«— Никому из сотрудников вы бы не позволил себе швырнуть в физиономию букетом. Неужели вы ко мне неравнодушны?
— Ещё одно слово, и я запущу в вас графином!
— Если вы сделаете графином, значит, Вы действительно меня… того-этого…»

-4
«— У меня к вам предложение.
— Рационализаторское?
— Да, где-то.»
-5
«— У меня дети. У меня их двое: мальчик и… м-м… де… тоже мальчик. Два мальчика. Вот. Это обуза.
— Господи, как вы можете так говорить о детях?
— Ну подождите, Людмила Прокофьевна!
— Да что вы?
— Не перебивайте, пожалуйста! Я и сам собьюсь.»

В этом служебном романе есть все: искренность, страхи, эмоции, любовь, решительность и желание все менять.

Эта сюжетная линия главная, и диалоги главных героев не заставляют улыбнуться разве что робота, который не распознает юмор)

Эти диалоги давно уже разошлись цитатами в жизнь.

«Здравствуйте… Прокопья… Людмиловна…
— Меня вчера муха укусила.
— Да. Я это заметила.
— Или я с цепи сорвался.
— Это уже ближе к истине.
— Значит, я с цепи...»

-6
«— Почему вы всё время виляете? Что вы за человек? Я не могу вас раскусить!
— Не надо меня кусать! Зачем раскусывать?»
-7
«— Вы утверждали, что я чёрствая!
— Почему? Мягкая!
— Бесчеловечная!
— Человечная!
— Бессердечная!
— Сердечная!
— Сухая!
— Мокрая!»

«— А мне ведь только тридцать шесть.

— Как тридцать шесть?

— Да-да. Я моложе вас, Анатолий Ефремович. А на сколько я выгляжу?

— На тридцать… пять.

— Опять врёте, товарищ Новосельцев!»

Вторая сюжетная линия, «некрасивая история»

этого фильма, Самохвалов - Рыжова, становится предметом огласки из-за... Верочки.

Верочка, милая женственная секретарша, "туалеты сплошь заграничные".

Образ Верочки и сейчас легко встретить в любой фирме.

«— Что отличает деловую женщину от… женщины?
— Что?
— Походка! Ведь вот… как вы ходите!
— Как?!
— Ведь это уму непостижимо! Вся отклячится, в узел вот здесь вот завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот — чешет на работу, как будто сваи вколачивает!»
Верочка
Верочка
«- Ну, какие у тебя планы на вечер? Какая компания? А мужчины там будут? Ну ты давай, знакомь меня. Я теперь женщина одинокая...»

Модная, легкая, улыбчивая, хитрая, и любит посплетничать)) Испокон веков с секретаршей заводят дружбу, ибо кто, как не она, в курсе всех дел и передвижений руководителя, и имеет доступ в «святая святых»? Но у медали две стороны: иногда руководство выглядит не очень, а секретарь все равно в курсе ситуации).

С Верочки-то и начинаются некрасивые подробности о чужих приставаниях.

«―В этом письме – мои предложения по улучшению статистического учета в легкой промышленности.
―Вы знаете, я вас очень хорошо понимаю. Очень важно улучшать статистический учет... именно в легкой промышленности. Я вас очень хорошо понимаю.»
Самохвалов и Рыжова
Самохвалов и Рыжова

Конечно, оценивать «вон ту в жутких розочках» и «дорогого, любимого Юру» объективно я не берусь.

Где тут мера ответственности – у женщины, которая пристает к женатому мужчине, и вежливость принимает за руководство к действию, или у мужчины, который отдает ее письма на прочтение всем заинтересованным

(хорошо, Калугина перехватила).

Оба хороши, и оба некрасиво выглядят. И оба образа, в общем-то, не столь редки.

Выдвигаемый начальством руководитель с красавицей-женой и школьная любовь, слегка потрепанная временем.

Этим фильм и цепляет - каждый в нём почти узнал себя.

Надо заметить, раньше я исключительно жалела Ольгу Петровну Рыжову.

А потом поняла, что не так уж мне ее и жаль. В конце концов, ну ей же не раз и не два дали понять, что воспринимают ее поведение как некрасивое, ненужное и навязчивое, зачем же как танк переть и стоять на своем?

Подкараулила
Подкараулила

Понятно, что, наверное, с каждой девочкой случалась невзаимная влюбленность, когда ты балансируешь между допустимым в обществе культурным и ненавязчивым поведением и желанием обратить на себя внимание обоже. И хочется оправдывать мужчину, что он просто стесняется показать истинные чувства. Увы, но нет. Когда мужчина хочет – он делает. Показывает чувства, уделяет время и создает ситуации, когда имеет возможность общаться с женщиной, которая ему полюбилась. Нет других вариантов. И когда понимаешь это, желание поступаться собой и «бегать» сразу пропадает, учишься воспринимать все как есть. Здесь так не получилось, Ольга Петровна напролом пыталась добиться своего, и вышло то, что вышло.

Ольга Рыжова и активная Шура
Ольга Рыжова и активная Шура
«―Представляете, Самохвалов передал мне письма Рыжовой, чтоб мы разобрались на месткоме...
―Гад какой!
―Да? А меня вообще сослали в бухгалтерию!
―Да на тебе пахать надо!»
-12

Подобные истории сплошь и рядом существуют и сейчас: служебные романы с уклоном на «навсегда» и легкие или так и неслучившиеся интрижки – и потом оба прячут глаза и стараются не встречаться на пути друг у друга в пределах отдельно взятого учреждения.

Отдельно отмечу,

что люблю композицию из этого фильма «у природы нет плохой погоды», на стихи Э. Рязанова. Очень мудрые, очень правильные слова, звучащие голосом А. Фрейндлих.

Любовь меняет людей
Любовь меняет людей

Пересматривать этот фильм можно бесконечно. Он - не спелый пирожок, привязанный ко времени, он - про нашу повседневную жизнь. Гениальная актуальность.

Подписывайтесь на мой канал - здесь теплее!)