Казалось бы какие новости могут быть о самолетах, последний из которых летал почти 20 лет назад. Но, к счастью несколько Ту-144 ( 7 бортов) сохранились в виде памятников или музейных экспонатов и они традиционно притягивают энтузиастов - любителей авиации.
Поэтому даже на списанных бортах идут работы по восстановлению отдельных систем. Расскажу о некоторых их них:
77106, самый ранний из сохранившихся Ту-144. Находится сейчас в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино. В 90-е года был разграблен вандалами , а с 2006 года восстанавливается силами волонтеров.
В этом году из-за карантинных ограничений не удалось сильно продвинуться в восстановительных работах, но кое-какие успехи есть. В первую очередь сделали реплики последних недостающих панелей кабины. Это достаточно кропотливая и затратная работа.
Кроме того , в течении года на самолете оживляли панель приборов бортинженера, проводили работы работы по системе аудиотрансляции, восстановили кресло инженера-экспериментатора , зачистили основные стойки шасси под покраску и сделали много мелких , но важных работ.
Борт 77114 это последний летавший Ту-144. Он совершил 32 полета по совместной программе с американцами в конце 90-х. В прошлом году установлен в качестве памятника на развязке при въезде в город Жуковский. На днях , для сохранности в зимнее время на нем подняли носовую часть и убрали "крылышки". Весной планируется выпустить всё обратно.
борт 77108, находится на учебном аэродроме СГАУ в Самаре. Несмотря на полностью выцветшую краску , самолет достаточно комплектен и недавно на нем запускали ВСУ. Насколько известно из открытых источников, работы ведутся опытными инженерами и возможно в обозримом будущем удастся запустить один из двигателей.
Ещё хотелось бы добавить, что данные работы на этих трех бортах ведутся дипломированными специалистами в области авиации, хоть и не специалистами по Ту-144, но и не случайными людьми "с улицы".