Для исследования были отобраны топ-100 мобильных приложений для Android и iOs на основании собственных данных TelecomDaily о количестве их загрузок. Каждое приложение было проверено по 30 параметрам собираемых данных, где сбор 30 данных был принят за сто процентов. Оценка производилась путем установки приложений на смартфоны, регистрации в них и изучения политик конфиденциальности.
Аналитики проверяли, хранят ли приложения имена, фамилии, электронные адреса и номера мобильных телефонов, данные о семейном положении, образовании и работе, других параметрах, а также какую информацию о телефоне пользователей они собирают: от местоположения и доступа к контактам до модели сотового, данных о мобильной сети и Wi-Fi, а также рекламного ID.
Так, в топ-30 приложений вошли "ВКонтакте" (доля собираемых данных — 83,3%), а также "Одноклассники" и портал "Госуслуги" с долей 63,3% у каждого. За ними следуют Facebook, "Тинькофф" и "Сбербанк Онлайн" (по 56,7% у каждого). В топ-20 также вошли приложения Ozon, "Мегафон", HeadHunter, TikTok, Wildberries, Aliexpress, "Юла", Uber, "Яндекс.Маркет" ("Беру"). Замыкает двадцатку приложение соц. сети Instagram с наименьшей долей собираемых данных (36,7%).
По данным Mediascope за сентябрь 2020 г., 73 млн пользователей зашли на сайт "ВКонтакте" хотя бы раз в месяц, из них 61 млн — с мобильных устройств. "При этом "ВКонтакте" знает о своих посетителях буквально все: в качестве белых пятен остались разве что рост и вес, а также серийный номер телефона", — отмечается в сообщении TelecomDaily.
На вопрос, зачем компания собирает так много данных своих пользователей, представитель "ВКонтакте" ответил, что пользователи социальной сети самостоятельно указывают в своих профилях такую информацию, как семейное положение или место работы.
Представитель "Одноклассников" также говорит, что большинство данных было получено путем публичных действий самих пользователей.
"Показательно попадание в ранкинг мобильного приложения "Госуслуги", которое знает про вас все: от семейного положения и имен ближайших родственников до текущего места работы и банковских реквизитов. Напомним, что еще два года назад мобильным доступом к госуслугам пользовались около миллиона жителей страны ежедневно", — отмечают аналитики.
По словам представителя "МегаФона", данные, которые собирает оператор, помогают анализировать посещаемость разделов приложения и показывать пользователям только релевантный контент. Он уточнил, что компания получает данные во время заключения договора с клиентом и это происходит в строгом соответствии с законом "О связи" и требованиями Минцифры.
"То, что приложения собирают данные о пользователях, не секрет: когда мы устанавливаем программу на смартфон, то принимаем условия политики конфиденциальности и даем приложению разрешения на доступ к устройству. А вот как хранятся эти данные и насколько все это безопасно — отдельный вопрос. Крупный бизнес обменивается обезличенными большими данными о пользователях, чтобы анализировать поведенческие паттерны. Когда смотришь случайный ролик на YouTube, а через секунду видишь рекламу этого товара, например, в своем Instagram или Facebook, иногда становится не по себе", — комментирует гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков, слова которого приводятся в сообщении.
Список 20 приложений, которые собирают о пользователях больше всего информации:
- Госуслуги;
- Одноклассники;
- Сбербанк;
- Тинькофф;
- Ozon;
- Мегафон;
- Qiwi Wallet;
- HeadHunter;
- TikTok;
- Likee;
- Wildberries;
- AliExpress;
- Юла;
- Uber;
- Яндекс.Маркет;
- Pinterest;
- Sunlight;
- Instagram.
Какие данные собирают у пользователей за рубежом.
В октябре 2020 г. специализирующаяся на кибербезопасности британская Clario изучила наиболее популярные приложения в мире на предмет, кто из них собирает больше всего данных пользователей. Компания проанализировала приложения по 32 категориям и поставила на первое место Facebook. Приложение этой соц. сети запрашивает данные по 24 критериям (соответствует значению 70,59%, исходя из методологии Clario).
На втором месте оказалось приложение Instagram, на третьем — Tinder.
Как отмечала Clario в отчете, Facebook собирает так много данных для повышения качества таргетирования рекламы — ее основного источника доходов (по итогам третьего квартала она принесла Facebook Inc. 99% выручки, или $21,221 млрд).