"Философствовать – значит учиться умирать". Сократ
Смерть древнегреческого философа Сократа с точки зрения современных законов представляет собой парадокс. Он толкал оскорбительные речи, провоцировал судей, те взбесились и вынесли ему приговор: Сократ должен покончить жизнь самоубийством. Считается ли это доведением до самоубийства и можно ли применять эту статью к себе? Юристы, ваш выход!
Сократ мог бежать, но решил остаться демонстративным: от побега отказался, не стал ждать захода солнца, чтобы привести приговор в исполнение и выпил яд (греки использовали для этого цикуту) при свете дня, наплевав на все приличия.
Байки про самоубийство (правда, намеренное, а не вынужденное) ходят и про Диогена, и про Пифагора, но ничем не подтверждаются. Вообще в Древней Греции к добровольному уходу из жизни относились вполне спокойно. Там даже был закон, согласно которому решивший покончить с собой должен был своевременно уведомить об этом власти и объяснить мотивы своего решения, дескать "я устал, я ухожу". Если же покойник решил сделать всё втихую, это считалось оскорблением власти и на него накладывали наказание: клеймили позором и отсекали руку, которую хоронили отдельно от тела.
Потом самоубийства запретили совсем.
Считалось обычным делом покончить с собой, если жизнь потеряла свою ценность и больше не приносит радости. Или если человек состарился и уже не может обслуживать себя или оставаться в ясном уме. Или если он тяжело болен. То есть, в Греции была вполне себе легализована эвтаназия.
Другой причиной была поруганная честь. Такую историю мы находим в "Одиссее". Аякс, сын спартанского царя, вынес тело убитого Ахиллеса с поля боя, но после смерти последнего, его оружие досталось не Аяксу а Одиссею. Аякс посчитал, что это для него позор и покончил с собой (по другой версии он умер от гнева, что довольно странно).
Кончали с собой во множестве на войне, чтобы не сдаваться врагу (привет самураям), как в легенде о Сарданапале, когда тот окруженный врагами устроил пир, а потом вместе с наложницами себя сжег. Сарданапал, кстати – фигура вымышленная.
Убивали себя и после смерти возлюбленного. Впрочем, ничего нового.
Я откопал историю, не ручаюсь за ее правдивость, но уж больно она мне показалась занятной. Она про Гегесия.
Гегесий был философом и поэтом. И как-то он написал диалог про героя, который решил покончить с собой с помощью голодовки. И вот он сидит, не ест, мучается, к нему приходят его друзья и пытаются его разубедить, а тот приводит им доводы о бренности и бессмысленности бытия, и дальше в таком духе.
Когда Гегесий читал этот диалог реальной публике, он был настолько убедителен, что некоторые из его слушателей к этим доводам прислушивались и собственно, убивали себя (главное, не забыть уведомить власти). Как вы понимаете, читал он данное произведение не один раз и не одним и тем же людям, так что шлейф трупов за ним тянулся довольно приличный. В итоге царь Птолемей I Сотер велел ему заткнуться и больше с данным диалогом не выступать. А сам Гегесий получил прозвище "Учитель смерти".
Были и противники добровольного ухода из жизни, такие как Аристотель. Но он, в принципе, был большим оптимистом. Аристотель считал, что самоубийство – это тоже убийство. А значит человек, такое сделавший – преступник. И трус, ибо храбрец противостоит смерти. Честный человек не испытывает сожалений, а значит ему незачем с собой кончать.
Я думаю, что с Аристотелем многие согласятся. Вопрос этот стар как мир. Настолько стар, что программа самоуничтожения заложена в каждой из клеток живого организма. Но это уже совсем другая история.
Жизнь у нас одна, проживите ее достойно.
(Подпишись!)