Иранский учёный Мохсен Фахризаде был убит в результате теракта. Хотя ответственность на себя никто не взял, мало сомнений, что за взрывом начинённой взрывчаткой машины стоят спецслужбы Израиля. Убитый был физиком, работавшим над ядерной программой Ирана.
Это преступление, по всей видимости, ставило целью не столько затормозить иранскую ядерную программу, сколько дестабилизировать ситуацию в этом взрывоопасном регионе, пока лояльную к Израилю администрацию Трампа в США не сменила предположительно более ориентированная на достижение долгосрочной стабильности результата администрация во главе с Джо Байденом. Многие высокопоставленные деятели Демократической партии уже выразили своё возмущение этим актом государственного терроризма.
В окрестностях Тегерана был убит руководитель Центра физических исследований и инноваций (PHRC) при Министерстве обороны Ирана Мохсен Фахризаде. Нападавшие использовали начинённую взрывчаткой машину, направив её на автомобиль учёного. Хотя ответственность за убийство никто так и не взял, все взгляды обратились в сторону Израиля, который никогда не скрывал своего намерения ликвидировать всех иранских учёных, участвующих в ядерной программе Исламской Республики
Во всяком случае, таково мнение иранских властей. «Иранский народ достаточно умён, чтобы не попасться в ловушку заговора сионистов. Они хотят создать хаос, но они должны знать, что мы разоблачили их, они не добьются своих целей», – немедленно отреагировал президент Ирана Хасан Рухани. Высший духовный лидер аятолла Али Хаменеи призвал «найти исполнителей и организаторов преступления, чтобы они понесли наказание, и (...) продолжить дело погибшего мученика в технической и научной сферах всех направлений, по которым он работал».
Кто бы ни был организатором этой диверсии, он явно стремился не только к тому, чтобы остановить иранскую ядерную программу, но также создать атмосферу напряжённости и таким образом подтолкнуть Тегеран к репрессиям. Примечательно, что Джон Бреннан, бывший в эпоху президентства Барака Обамы (2013-2017 гг.) директором Центрального разведывательного управления (ЦРУ), полагает, что «такой акт государственного терроризма является грубейшим нарушением международного права и даст дополнительный повод другим странам к проведению смертоносных нападений на иностранных официальных лиц». По его мнению, есть риск, что это преступное деяние приведёт к «смертельным репрессиям и новой фазе конфликта в регионе».
Судя по всему, в том, что убийство произошло менее чем за два месяца до инаугурации президента США Джо Байдена, нет ничего случайного. Новоизбранный президент планирует изменить отношение к Ирану после четырёх лет президентства Трампа, вышедшего в 2018 году из соглашения по иранской ядерной программе, подписанного за три года до этого. США в рамках своей политики «максимального давления» сначала ввели, а потом и ужесточили санкции против Тегерана. Несколько недель тому назад в американской прессе сообщалось, что Дональд Трамп собрал своих главных советников по вопросам безопасности для обсуждения возможности нанесения удара по ядерному объекту в Иране. Его убедили отказаться от этого плана, но до января 2021 года у Трампа ещё есть возможность изменить решение. Тем более что израильтяне недавно распространили в Интернете видео, снятое их агентами в самом Тегеране. Абсолютно ясный сигнал. Глава американской дипломатии Майк Помпео только что нанёс визит в Израиль. В пятницу он также ввёл новые экономические санкции против четырёх китайских и российских компаний, обвиняемых в поддержке развития ядерной программы Ирана.
Тем временем политические позиции Беньямина Нетаньяху в его стране пошатнулись. Каждую неделю возле его дома собираются тысячи протестующих, требующих отставки. Ожидается, что через несколько месяцев, в соответствии с соглашением, подписанным партией Ликуд и политическим альянсом Кахоль-лаван, он уступит свой пост Бени Ганцу. Возглавляющий в настоящее время министерство обороны Бени Ганц пытается обвинить Нетаньяху в хищениях, связанных с закупками оружия. Для нынешнего премьер-министра единственным выходом является проведение новых выборов и разыгрывание карты иранской «угрозы». Убийство иранского учёного идеально вписывается в этот план.
К тому же Нетаньяху знает, что с уходом Трампа его поле для манёвра сужается. Не потому, что Байден внезапно перестанет уделять внимание Израилю. Но его явно более гибкая политика будет идти вразрез с политикой Израиля, угрожающей стабильности в регионе. «Это возмутительный акт, направленный на подрыв дипломатических отношений между новым американским правительством и Ираном, – заявил бывший дипломатический советник Барака Обамы Бен Родс по поводу убийства Фахризаде. – Пора положить конец этой эскалации конфликта».