До Галилея наблюдение и опыты являлись лишь исходным пунктом познания. Делая выводы из наблюдений и немногочисленных экспериментов, ученые строили теории для объяснения тех или иных явлений природы. Так, наблюдая за движением Солнца, Птолемей пришел к выводу о том, что оно вращается вокруг Земли.
В начале 17 века Галилей предложил новый подход к познанию природных явлений. Суть его состоит в том, что на основе наблюдений и опытов выдвигается гипотеза
гипотеза - научное предположение, гипотетически объясняющее природное явление.
Гипотеза является обобщением фактов и наблюдений. Однако для ее выдвижения используется абстрагирование, мысленный эксперимент, аналогия, моделирование и другие методы научного познания. Гипотеза несет в себе нечто новое, непосредственно не содержащееся в экспериментальных фактах. Неоднократная проверка гипотезы на практике превращает ее в научную теорию.
Именно так строится цикл научного познания Галилея, который применяется в современной науке.
Хотя Ньютон утверждал, что гипотез не измышляет, однако исследуя всемирное тяготение, он с успехом применил цикл познания Галилея. В 1666 г. Ньютон изучал движение Луны и заключил, что небесные тела притягиваются к друг другу, а сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и прямо пропорциональна их массе.
В 1798 г. английский ученый Кавендиш экспериментально определил постоянную всемирного тяготения, а в 1759 г. астроном Клеро, используя гипотезу Ньютона, предсказал новое появление кометы Галлея.
С помощью расчетов в 1842 г. астроном Галле теоретически открыл планету Нептун на "кончике пера".
Таким образом, многократная проверка гипотезы Ньютона о всемирном тяготении превратила ее в общепризнанную теорию.
Она позволила человеку совершить запуск первого спутника и космического корабля.