Найти тему

«Араб будущего 2. Детство на Ближнем Востоке (1984–1985)», Риад Саттуф Рецензия

«Араб будущего 2. Детство на Ближнем Востоке (1984–1985)»
Риад Саттуф
Бумкнига, 2020

Малыша Риада из первого тома мы оставили в шестилетнем возрасте в Сирии. Последнее, о чём он рассказал, было убийство щенка соседскими детьми. Нам кажется это чем-то зверским, но Сирия начала 80-х — очень мусульманская страна, а собака в её культуре — грязное животное. Их не заводят дома, а детей учат к ним относится как к огромным крысам. То, что для европейца чудовищно, для условного араба обыденность. Думаю, верным будет и обратное утверждение. Наши культуры слишком разные, чтобы мы могли оценивать друг друга. Но мы можем хотя бы попытаться понять. И знакомство с серией «Араб будущего» будет отличным стартом.

-2

Будущий художник и режиссёр Риад Саттуф — сын француженки и сирийца. И как мы помним по первому тому, в свои шесть лет он уже успел пожить во Франции, Ливии, снова во Франции, а потом осел с родителями в Сирии. Его ещё рано называть ребёнком двух культур. Он просто ребёнок. Чистый разум, которому арабы и европейцы кажутся одинаково непонятными. Детское восприятие — основа повествовательного метода Саттуфа. Он просто наблюдает не оценивая. Реакции лирического героя предельно непосредственны: бабуля по-соседству — пугает, зелёные бананы — очень вкусно, рисовать — нравится, жить в брошеном доме —ну ладно.

Отец Риада образованный, но очень наивный панарабист. Он верит, что когда-то все арабы Ближнего Востока объединятся и дадут отпор Западу. О мудрости Каддафи, а потом и Асада Риад слышит от него постоянно. А также о верности сирийского пути, о том, что он вот-вот построит огромную виллу и какие же мерзавцы эти евреи. Чаще всего все реплики обращены к телевизору. Знакомо?

-4

Риад мало что из этого понимает, но раз папа так говорит, значит так оно и есть. Однако первый том комикса заканчивается, Риад подрастает и начинает чуть внимательнее смотреть на мир и окружающих. Хронологические рамки второго тома значительно уже, всего лишь год. Его он почти полностью проведёт в Сирии, на родине отца, неподалёку от его родных. Риад уже ладит со своими кузенами и начинает ходить в школу, но многие местные дети до сих обзывают его «жидом» из-за невероятно светлых волос. Звучит странно, но объяснимо. Сирийская пропаганда на всех уровнях внушает населению, что Израиль — их главный враг. Эту истину усваивают даже дети. Евреев из них мало кто видел вживую, а значит сгодится любой инаковыглядящий. Ткнуть такого кулаком в живот — поступок, достойный мужчины!

Серьёзных проблем у Риада такие стычки не вызывают, однако это лишь небольшой штрих в окружающей атмосфере. Всеобщая нищета, дефицит, спекуляция, деградирующая природа и разрушенные исторические памятники — такова новая норма в жизни Риада. Комикс не скатывается в чернуху, но мрачных моментов становится всё больше. Его отец оказывается не таким дальновидным и влиятельным как поначалу. Он всё ещё не начал строить виллу, всё ещё заискивает перед авторитетными знакомыми, всё ещё уверен, что во Франции им жилось бы хуже. Сам Риад даже не думает упрекать в чём-то отца и уж тем более не стесняется его. Читатели интуитивно сделают это сами, когда станут свидетелями неловких сцен.

И всё же «Араб будущего» — очень вдохновляющий комикс. Он полон уморительных сцен и тонкого житейского юмора. Колоритных персонажей и разнообразия жизни. Риаду Саттуфу чужды пространные, морализаторские и философские рассуждения. Он наблюдает, подмечает, сопоставляет. Возможно, вы прочтёте совершенно другой комикс с собственными выводами и наблюдениями. Этим и прекрасен визуальный язык автора: его минималистичный рисунок способен выражать кучу эмоций и ассоциаций. Детали, подмеченные франко-арабским малышом, расскажут о странах, культурах и объединяющей их эпохе больше, чем многие документалки или статьи. И что наиболее ценно — не оставят односложного впечатления.

-7

На французском языке недавно вышел уже пятый том серии «Араб будущего», в пятый раз комикс становится общеевропейским бестселлером. Но по вполне объяснимым причинам в России серия заходит туго: уж слишком далеко мы находимся от арабо-европейской повестки. Однако если послушать некоторых соотечественников, видевших Европу и Ближний Восток (чаще всего через призму СМИ разной степени политической ангажированности), кажется, что им всё в этой повестке ясно. Ясно и про кризис западных ценностей, и про отсталость магрибских стран. Ясно про беженцев и ислам. Ясно и про их историю, и про их будущее. Но что-то мне подсказывает, что незамутненный разум ребёнка может рассказать намного больше.

-8

Если вам понравилось поставьте лайк, подпишитесь и расскажите о своих любимых комиксах в комментариях