Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.
В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал в монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск.
Так, когда Иван IV отправился «воевать» Казань в 1552 году, он отстоял молебен в Троицком монастыре. А в самый разгар осады в войско царя явился монах Троице-Сергиевой обители Адриан (Ангелов) с иконой Богородицы, чтобы поднять дух атакующих войск. И не случайно после взятия Казани царь повелел построить там монастырь именно в честь преподобного Сергия.
Впрочем, от насельников Сергиевой обители Иван Грозный слышал не одни только одобрения. И не всегда их слушал. После взятия Казани царь перенес тяжелую болезнь и, выздоровев, решил уйти в длительное паломничество по разным монастырям, взяв с собой и малыша-наследника. В то время в обители находился Максим Грек, выдающийся деятель Церкви (впоследствии канонизированный) . В обитель его перевели после долгого заключения – его пытались обвинить в ереси. Он обратился к царю, обращая внимание на то, сколько ратников полегло в войне с Казанским ханством. У погибших остались дети-сироты, родители, которым некому было помочь. Долг царя, по мнению Грека, заключался в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить им поддержку. Но в характере Ивана Васильевича проявилось упрямство, которое позднее перерастет в манию. Он ответил отказом. Тогда, по словам князя Курбского, Максим Грек велел передать государю: «Если он не попечется об устройстве сирот и бесчадных, то у него самого Бог отнимет сына». Так вскоре и случилось: Димитрий погиб, прожив всего два года...
Впрочем, впоследствии царь начал относиться к монахам обители с некоторой неприязнью. Он писал, что по причине падения нравов в обитель и денег притекает меньше: "Благочестием монастыри стоят и скудны не бывают. У Троицы в Сергиеве благочестие иссякло, и потому монастырь оскудел". Тем не менее за все время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей.
Так, подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного.
Сама рака, скрытая под сенью, тоже является крупным произведением русских чеканщиков; она выполнена в XVI веке по повелению Ивана IV.
Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.
Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.