Намедни прочла довольно поверхностную статью про некоторых отечественных музыкантов, вернувшихся из заграницы на Родину.
Потому решила развить тему "возвращенцев" и хотя бы вкратце высказать свое мнение по поводу, почему они уезжали, а потом вдруг вернулись.
Было несколько волн эмиграции.
Например, Успенская, Шуфутинский, Каневский и иже сними были "колбасной" эмиграцией. Это было в 1970-е годы.
Израиль при этом не всегда был конечной точкой, чаще - транзитным местом, из которого бывшие граждане СССР ехали в США, ФРГ или в другие "цивилизованные" страны Запада.
Русские евреи грезили о потребительском рае и свободе предпринимательства - ведь это было запрещено в Советском Союзе, называлось "спекуляция" и наказывалось уголовно.
Вероятно, многие из них воображали, что в СССР они были недостаточно оценены из-за "пятого пункта" анкеты или в силу интриг начальства. И мечтали о звездной карьере ТАМ.
И что же?
Певческие и актерские карьеры не состоялись, их таланты оказались на "свободном Западе" никому не нужны, пришлось либо менять профессию, либо довольствоваться пением в кабаках на Брайтон-Бич.
Так бы они и прозябали до смерти, тихо спиваясь, но тут им свезло вместе со всей Америкой. Распался СССР. Рубль не стоил вообще ничего, и в 90-е годы эти кабацкие певуны блатняка с сотней-другой долларов в кармане почувствовали себя королями в "новой" России. Они смогли купить эфиры на центральных каналах, снять клипы и как результат - собрать бабло на гастролях. Публике блатняк со сцены, а не в подворотне, названный для солидности "шансоном", был внове, люди валили на концерты, чтоб еще и поглазеть на "американцев". Новые кумиры сцены зарабатывали деньги чемоданами. На их счастье, еще и налоговый кодекс был толком не разработан, да и налоговая служба была в зачаточном состоянии.
Помню Успенскую в начале ее карьеры в России - плотная тетка крестьянского типа, вульгарно одетая. Но подзаработала деньжат, провела внешний тюнинг, потратилась на более приличный репертуар, сняла клипы с популярными актерами (ибо те сидели без работы и некоторых такие съемки буквально спасали от голода), и вуаля - вот вам новая звезда отечественной эстрады Люба Успенская.
Особняком стоит судьба Аиды Ведищевой - суперпопулярной певицы Советского Союза 1960-х - первой половины 1970-х годов. Она продолжила певческую карьеру в США, конечно, не на первых ролях, хотя утверждает, что добилась "безоговорочного успеха".
Мондрус и Ведищева, в отличие от "шансонных", не вернулись в Россию, так как смогли укорениться на Западе - у них там не только налаженный быт, но и бизнес, а для начала новой карьеры в России был уже не тот возраст.
Ведищева, впрочем, в 90-е приезжала время от времени на концертный "чёс", который организовывался на волне ностальгии по всему советскому. Она продемонстрировала хорошее бизнес-чутье и организаторские способности. В ответ на разные политические события писала песни и ставила мюзиклы в США и российской провинции: "Оттепель", "Мисс Свобода — для нового тысячелетия" и др.
Обе певицы нередко принимали участие в передачах на российском ТВ о том, какие молодцы наши эмигранты, что уехали тогда, как херово было в Союзе, и как они здорово живут ТАМ.
Вторая волна эмигрантов - это самый конец 1980-х и начало 1990-х. Одни бежали от разрухи и бедности, другие жаждали мировой славы.
Так, актер Леонид Каневский, прославившийся ролью майора Томина в телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», а также роли контрабандиста в кинокомедии «Бриллиантовая рука», уехал по программе репатриации в Израиль в 1991 году. Там создал театр "Гешер" из таких же актеров бывшего СССР. Переждав смутное время за границей, вернулся в Россию и сейчас, благодаря памятному образу советского майора милиции, неплохо устроился на НТВ в программу "Следствие вели".
Точно также в Израиль уехал знаменитый актер и режиссер Михаил Казаков, который честно признавался, что в 1990-е годы только работа в Израиле позволила ему прокормить свою новую семью (молодая жена и ребенок) и многочисленную родню. В 1996 году Казаков вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».
Максим Леонидов тоже не смог долго протянуть в Израиле, куда в 1990 г. уехал вместе с женой. В 1996 году он вернулся и выдал нетленку про "Девочку-виденье".
Леонид и сейчас не бедствует, все у него хорошо. И даже проявляет политическую активность - на общероссийском голосовании 2020 года голосовал против поправок в Конституцию, выступал против "тоталитарного Бацьки" во время протестов в Белоруссии.
Что касается не еврейского сегмента уехавших за рубеж во вторую волну и вернувшихся, то, в основном, это были музыканты, которые рванули за границу, купившись на разрекламированный облик Америки. Для многих США - это была музыкальная мекка, где лучшие музыканты, настоящий рок, et cetera . Все они "обломались". И Америка оказалась не такой радушной и свободной, и карьеру русским там невозможно было сделать, ибо в Штатах свои - гораздо более молодые - в очередь стоят под дверьми воротил шоу-бизнеса.
Честно об этом сказал в одном из интервью Владимир Кузьмин:
Хотя Кузьмин и его группа «Динамик», можно сказать, были вполне успешны и востребованы - выступали в ночных клубах в Калифорнии и вместе с местными музыкантами записали два англоязычных альбома.
Жанна Агузарова была одержима музыкой, знала себе цену и решила, что своим невероятным голосом и талантом сможет пробить дорогу на мировой олимп.
В Калифорнии на радиостанции Жанне после прослушивания ее песни на английском языке дали от ворот поворот, объяснив, что нужно петь без акцента. Куча сил и средств было истрачено на попытки вломиться в чужой монастырь со своим уставом. Агузарова выступала лишь в русских ресторанах, куда приходили люди, чтобы отметить день рождения. И когда Жанна начала взвешивать и сопоставлять все «за» и «против», то поняла, что совершила страшную ошибку, покинув родину. И в 1995 году Агузарова вернулась в Россию, где ее еще помнили и любили поклонники, были кое-какие связи, позволившие зарабатывать творчеством.
За рубеж уехало много наших знаменитостей, и все они будто растворились за рубежом. Лишь иногда бывшие звезды всплывают в каких-то телевизионных ретро-проектах, тогда мы вспоминаем их - некогда молодых, ярких и популярных.
Вернуться на Родину хватило ума и сил далеко не у всех. Многие растратили молодость и силы в борьбе за место под солнцем и слишком поздно поняли, что "где родился, там и пригодился".
Читать еще:
Она должна была превзойти Пугачеву
Эту певицу называли "русской Пиаф"
Алла Пугачева - самая переоцененная певица СССР
Тот, кто и в 90-е создавал качественную музыку