Найти в Дзене
Такое вот кино

Почему артисты уезжали из России-СССР и почему они вернулись

Намедни прочла довольно поверхностную статью про некоторых отечественных музыкантов, вернувшихся из заграницы на Родину.

Потому решила развить тему "возвращенцев" и хотя бы вкратце высказать свое мнение по поводу, почему они уезжали, а потом вдруг вернулись.

Было несколько волн эмиграции.

Например, Успенская, Шуфутинский, Каневский и иже сними были "колбасной" эмиграцией. Это было в 1970-е годы.

Израиль при этом не всегда был конечной точкой, чаще - транзитным местом, из которого бывшие граждане СССР ехали в США, ФРГ или в другие "цивилизованные" страны Запада.

Михаил Шуфтинский - наиболее яркий представитель когорты новоявленных "звезд" с Брайтон-Бич.
Михаил Шуфтинский - наиболее яркий представитель когорты новоявленных "звезд" с Брайтон-Бич.
В 90-е эти дамы активно светились на нашем ТВ. Помните их? Сестры Роуз.
В 90-е эти дамы активно светились на нашем ТВ. Помните их? Сестры Роуз.

Русские евреи грезили о потребительском рае и свободе предпринимательства - ведь это было запрещено в Советском Союзе, называлось "спекуляция" и наказывалось уголовно.

Вероятно, многие из них воображали, что в СССР они были недостаточно оценены из-за "пятого пункта" анкеты или в силу интриг начальства. И мечтали о звездной карьере ТАМ.

И что же?

Певческие и актерские карьеры не состоялись, их таланты оказались на "свободном Западе" никому не нужны, пришлось либо менять профессию, либо довольствоваться пением в кабаках на Брайтон-Бич.

Анатолий Могилевский был востребованным музыкантом в СССР, пел в "Самоцветах", был солистом в хороших оркестрах. В 70-е в США поначалу пришлось таксовать. А потом петь в ресторанах песенки типа «У нас в Одессе это не едят» и «Гоп-стоп, бабушка здорова!»
Анатолий Могилевский был востребованным музыкантом в СССР, пел в "Самоцветах", был солистом в хороших оркестрах. В 70-е в США поначалу пришлось таксовать. А потом петь в ресторанах песенки типа «У нас в Одессе это не едят» и «Гоп-стоп, бабушка здорова!»

Так бы они и прозябали до смерти, тихо спиваясь, но тут им свезло вместе со всей Америкой. Распался СССР. Рубль не стоил вообще ничего, и в 90-е годы эти кабацкие певуны блатняка с сотней-другой долларов в кармане почувствовали себя королями в "новой" России. Они смогли купить эфиры на центральных каналах, снять клипы и как результат - собрать бабло на гастролях. Публике блатняк со сцены, а не в подворотне, названный для солидности "шансоном", был внове, люди валили на концерты, чтоб еще и поглазеть на "американцев". Новые кумиры сцены зарабатывали деньги чемоданами. На их счастье, еще и налоговый кодекс был толком не разработан, да и налоговая служба была в зачаточном состоянии.

Успенская и до отъезда из Союза пела по кабакам, и в США делала то же самое. А сейчас - звЯзда большой эстрады!
Успенская и до отъезда из Союза пела по кабакам, и в США делала то же самое. А сейчас - звЯзда большой эстрады!

Помню Успенскую в начале ее карьеры в России - плотная тетка крестьянского типа, вульгарно одетая. Но подзаработала деньжат, провела внешний тюнинг, потратилась на более приличный репертуар, сняла клипы с популярными актерами (ибо те сидели без работы и некоторых такие съемки буквально спасали от голода), и вуаля - вот вам новая звезда отечественной эстрады Люба Успенская.

Популярная советская певица Лариса Мондрус уехала за мировой славой, а пришлось зарабатывать совсем в других сферах.
Популярная советская певица Лариса Мондрус уехала за мировой славой, а пришлось зарабатывать совсем в других сферах.
Аида Ведищева укатила за рубеж на пике популярности. Несколько десятков настоящих шлягеров, множество дисков, записей для кино, деньги и слава. Но амбиции Аиды были выше советских возможностей.
Аида Ведищева укатила за рубеж на пике популярности. Несколько десятков настоящих шлягеров, множество дисков, записей для кино, деньги и слава. Но амбиции Аиды были выше советских возможностей.

Особняком стоит судьба Аиды Ведищевой - суперпопулярной певицы Советского Союза 1960-х - первой половины 1970-х годов. Она продолжила певческую карьеру в США, конечно, не на первых ролях, хотя утверждает, что добилась "безоговорочного успеха".

Мондрус и Ведищева, в отличие от "шансонных", не вернулись в Россию, так как смогли укорениться на Западе - у них там не только налаженный быт, но и бизнес, а для начала новой карьеры в России был уже не тот возраст.

Ведищева, впрочем, в 90-е приезжала время от времени на концертный "чёс", который организовывался на волне ностальгии по всему советскому. Она продемонстрировала хорошее бизнес-чутье и организаторские способности. В ответ на разные политические события писала песни и ставила мюзиклы в США и российской провинции: "Оттепель", "Мисс Свобода — для нового тысячелетия" и др.

Обе певицы нередко принимали участие в передачах на российском ТВ о том, какие молодцы наши эмигранты, что уехали тогда, как херово было в Союзе, и как они здорово живут ТАМ.

Вторая волна эмигрантов - это самый конец 1980-х и начало 1990-х. Одни бежали от разрухи и бедности, другие жаждали мировой славы.

Леонид Каневский уехал на "историческую родину", когда ему уже перевалило за 50.
Леонид Каневский уехал на "историческую родину", когда ему уже перевалило за 50.

Так, актер Леонид Каневский, прославившийся ролью майора Томина в телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», а также роли контрабандиста в кинокомедии «Бриллиантовая рука», уехал по программе репатриации в Израиль в 1991 году. Там создал театр "Гешер" из таких же актеров бывшего СССР. Переждав смутное время за границей, вернулся в Россию и сейчас, благодаря памятному образу советского майора милиции, неплохо устроился на НТВ в программу "Следствие вели".

Точно также в Израиль уехал знаменитый актер и режиссер Михаил Казаков, который честно признавался, что в 1990-е годы только работа в Израиле позволила ему прокормить свою новую семью (молодая жена и ребенок) и многочисленную родню. В 1996 году Казаков вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».

Максим Леонидов в 1980-х был очень популярным солистом бит-квартета "Секрет".
Максим Леонидов в 1980-х был очень популярным солистом бит-квартета "Секрет".

Максим Леонидов тоже не смог долго протянуть в Израиле, куда в 1990 г. уехал вместе с женой. В 1996 году он вернулся и выдал нетленку про "Девочку-виденье".

Леонид и сейчас не бедствует, все у него хорошо. И даже проявляет политическую активность - на общероссийском голосовании 2020 года голосовал против поправок в Конституцию, выступал против "тоталитарного Бацьки" во время протестов в Белоруссии.

Что касается не еврейского сегмента уехавших за рубеж во вторую волну и вернувшихся, то, в основном, это были музыканты, которые рванули за границу, купившись на разрекламированный облик Америки. Для многих США - это была музыкальная мекка, где лучшие музыканты, настоящий рок, et cetera . Все они "обломались". И Америка оказалась не такой радушной и свободной, и карьеру русским там невозможно было сделать, ибо в Штатах свои - гораздо более молодые - в очередь стоят под дверьми воротил шоу-бизнеса.

Честно об этом сказал в одном из интервью Владимир Кузьмин:

«Я думал, что Америка — это сказка. Считал, что только там смогу играть настоящую музыку, поэтому и уехал. Где мы там только не работали и не пели. Но преимущественно мы все-таки играли там чужую музыку. Много песен Эрика Клэптона. Спустя три года я вдруг задал себе вопрос: «А что я тут делаю?» Решил поехать обратно в Россию, хотя большинство ребят из «Динамика» остались там".

Хотя Кузьмин и его группа «Динамик», можно сказать, были вполне успешны и востребованы - выступали в ночных клубах в Калифорнии и вместе с местными музыкантами записали два англоязычных альбома.

Владимир Кузьмин провел в США три года, и  ему хватило.
Владимир Кузьмин провел в США три года, и ему хватило.

Жанна Агузарова была одержима музыкой, знала себе цену и решила, что своим невероятным голосом и талантом сможет пробить дорогу на мировой олимп.

Агузарова тоже купилась на сказки об американском рае. Хотя сразу все пошло не так. Ее вместе с гражданским мужем обобрал какой-то аферист, обещавший певице  гастроли и записи в США.
Агузарова тоже купилась на сказки об американском рае. Хотя сразу все пошло не так. Ее вместе с гражданским мужем обобрал какой-то аферист, обещавший певице гастроли и записи в США.

В Калифорнии на радиостанции Жанне после прослушивания ее песни на английском языке дали от ворот поворот, объяснив, что нужно петь без акцента. Куча сил и средств было истрачено на попытки вломиться в чужой монастырь со своим уставом. Агузарова выступала лишь в русских ресторанах, куда приходили люди, чтобы отметить день рождения. И когда Жанна начала взвешивать и сопоставлять все «за» и «против», то поняла, что совершила страшную ошибку, покинув родину. И в 1995 году Агузарова вернулась в Россию, где ее еще помнили и любили поклонники, были кое-какие связи, позволившие зарабатывать творчеством.

За рубеж уехало много наших знаменитостей, и все они будто растворились за рубежом. Лишь иногда бывшие звезды всплывают в каких-то телевизионных ретро-проектах, тогда мы вспоминаем их - некогда молодых, ярких и популярных.

Вернуться на Родину хватило ума и сил далеко не у всех. Многие растратили молодость и силы в борьбе за место под солнцем и слишком поздно поняли, что "где родился, там и пригодился".

Читать еще:

Она должна была превзойти Пугачеву

Эту певицу называли "русской Пиаф"

Алла Пугачева - самая переоцененная певица СССР

Тот, кто и в 90-е создавал качественную музыку

За что я уважаю Игоря Крутого