Найти тему
О Москве нескучно

"Библиотека им. Ленина": как уникальная станция превратилась в одну из самых некомфортных?

Оглавление

Чем эта станция уникальна для Московского #метро ? Почему она получилась такой компактной? Для чего изначально предназначались мраморные панно на стенах? Правда ли, что в момент открытия пол станции был выложен паркетом? А также - куда подевались целых два наземных вестибюля? И почему сейчас находиться на станции не очень комфортно? Об этом и не только расскажу сегодня.

Первая в своём роде

Станция "Библиотека имени Ленина" открылась в составе первой очереди Московского метро в мае 1935 года. С технической точки зрения платформа была уникальной. Ведь её устройство и внешний вид кардинально отличались от всех остальных. На ней не было ни пилонов, ни колонн. Так в столичном метро появилась первая односводчатая станция.

Однако применение этого новшества не было лишь прихотью архитекторов. К этому подтолкнули сложные условия, в которых делали станцию. Главной проблемой являлся недостаток пространства. Станция должна была расположиться под Моховой улицей. Несмотря на то, что платформа неглубокого заложения (11 метров), строить её открытым способом не разрешили. Чиновники наотрез отказались перекрывать движение по центральной городской магистрали на время работ.

Строительство станции "Библиотека имени Ленина" на углу Моховой и Воздвиженки, 1933-1934.
Строительство станции "Библиотека имени Ленина" на углу Моховой и Воздвиженки, 1933-1934.

Пришлось все работы проводить под землёй. Но грунты в этой местности на небольшой глубине были сложными - песчаными. Как раз там и строили: в 3-5 метрах под поверхностью. Всё это создавало опасность обрушения исторической застройки улицы. Кроме того возникли сложности с гидроизоляцией. Качество асфальта в те годы было не такое высокое. Поэтому он сильно пропускал влагу. То есть после дождей и снегопадов вода проникала сквозь дорожное покрытие под землю. Однако строители успешно справились со всеми поставленными задачами.

Зачем пустые панно на стенах, и был ли здесь паркет?

Проект "Библиотеки имени Ленина" создал архитектор Александр Гонцкевич. Согласно его замыслу, станция не должна была уступать в красоте и монументальности зданию самой библиотеки, которая располагалась на поверхности. Платформу хотели сделать своего рода парадным залом перед входом в храм науки.

Станция "Библиотека им. Ленина", 1950-1960.
Станция "Библиотека им. Ленина", 1950-1960.

Белый потолок станции украсили кессонами (рельефными квадратами) и
разместили светильники. Небольшие круглые лампы расположили рядами. По центральной оси повесили люстры-шары. К счастью, заменить на люминесцентные их пока не успели. Часть пространства путевых стен облицована светло-бежевой керамической плиткой. Помимо этого сделали пилястры (вертикальные прямоугольные выступы), чем-то напоминающие колонны. Их отделали коричневатым мрамором.

Кроме того на стенах расположили длинные прямоугольные панели из тёмного мрамора. Изначально на них размещали схему линии (как сейчас). Однако, когда #московское метро начало быстро увеличиваться в размерах, делать это перестали. Новые схемы уже просто не помещались. Теперь это просто дополнительный элемент декора без какой-либо функциональной нагрузки.

Станция "Библиотека им. Ленина", 1965-1970.
Станция "Библиотека им. Ленина", 1965-1970.

Больше всего споров вызывает пол станции. Существует точка зрения, что в момент открытия платформу украшал паркет. Но доказательств этому нет: большинство источников утверждают, что покрытие было из асфальта. По фотографиям нереально понять, чем именно выложили пол. Но вы можете попробовать, если хотите. Как бы там ни было, довольно быстро покрытие заменили на розовато-серый гранит из Карелии.

Станция "Библиотека им. Ленина", 1935.
Станция "Библиотека им. Ленина", 1935.

К сожалению, архитектор Александр Гонцкевич, создавший эту станцию, так и не увидел своё творение полностью законченным. Он умер буквально за несколько дней до пуска первых поездов.

Потерянные вестибюли

Изначально у станции было два наземных вестибюля. Один располагался у здания Государственной библиотеки на углу Моховой и Воздвиженки. Его #архитектура была созвучна с обликом библиотеки. Сооружение снесли в 1970-х, заменив обычным подземным переходом.

Северный вестибюль станции около входа в библиотеку, 1940.
Северный вестибюль станции около входа в библиотеку, 1940.

Другой вестибюль находился на Моховой улице недалеко от дома Пашкова. Конструкция была оригинальной, с необычным остеклением и буквами "М" на окнах. В 1984 году помещение немного переделали и передали для сооружения выхода станции "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии. Таким образом, в наше время у "Библиотеки имени Ленина" своего вестибюля нет. Однако попасть на платформу по-прежнему можно воспользовавшись любым из этих выходов.

Южный вестибюль станции "Библиотека имени Ленина", сегодня он принадлежит "Боровицкой", 1935.
Южный вестибюль станции "Библиотека имени Ленина", сегодня он принадлежит "Боровицкой", 1935.

Тесно, многолюдно и некомфортно

К сожалению, #история станции в чём-то печальна. Со временем она лишилась не только своих вестибюлей, но и визуального пространства. Изначально пассажиропоток на "Библиотеке имени Ленина" был небольшим. Лестницы для перехода на Арбатско-Покровскую и Филёвскую линии в центре зала не существовало до 1958 года. Поэтому, пока её не было, станция казалась просторной.

Стация "Библиотека им. Ленина" в наше время, фото отсюда: https://www.railuk.com/rail-news/moscow-metro-95-ready-for-the-fifa-confederations-cup/
Стация "Библиотека им. Ленина" в наше время, фото отсюда: https://www.railuk.com/rail-news/moscow-metro-95-ready-for-the-fifa-confederations-cup/

Но с годами, превратившись в самый крупный пересадочный узел Московского метро, от былого простора не осталось и следа. Платформа шириной 8 метров кажется слишком узкой для такого большого количества людей. Потолки нависают и сужают пространство. Особенно там, где располагается лестница на переход. Чувствуется, что на станции очень тесно. Это ощущение усиливается за счёт не самого яркого освещения. Поэтому находиться здесь не очень комфортно. Не хочется рассматривать архитектуру. Есть лишь одно желание - скорее выйти или зайти в поезд и уехать.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!