Российский певец, автор-исполнитель, композитор и музыкант Александр Розенбаум на прощании с Валентином Гафтом, говоря об ушедшем великом артисте, не смог сдержать эмоций.
- Ну конечно лишним будет говорить, что невосполнимая потеря, потому что таких как Гафт… Любой человек индивидуален, но Валентин Иосифович были индивидуальностью из индивидуальностей. Он был… - сильный голос народного артиста России в этот момент заметно дрогнул.
Александр Яковлевич сделал паузу, чтобы избавиться от кома в горле и продолжил:
- Кроме того, что он был большим мыслителем, большим поэтом, одним из талантливейших актеров советского, русского, российского театра, он был еще уникальным человеком. В отношениях с людьми, в отношениях с жизнью. Он был потрясающим другом. С ним непросто было дружить, потому что он никогда не юлил ни с друзьями ни с жизнью, ни с творчеством. Он всегда был очень прямым...
О том, что с Гафтом было непросто дружить, говорили и другие пришедшие проститься с артистом знаменитости. Вспоминали его публичную ссору с Табаковым (как раз накануне прощания с Гафтом в Москве открыли памятник Олегу Павловичу).
- Он был очень мужественный, очень сильный человек. При этом бесконечно тонкокожий, - добавил Розенбаум. - Кто знал его хорошо, это видел и чувствовал. Сильный могучий человек - был очень, очень тонким, очень ранимым человеком.
Александр Яковлевич вспомнил, что последний раз видел друга на его 85-летии. Это было в сентябре 2020-го.
- Он прожил очень непростую, но, как мне думается, счастливую жизнь, потому что он был очень востребован теми и незаменим для тех, для которых он дышал этим кислородом. Он был очень востребован и очень любим людьми. Я думаю, что вообще поколение артистов, к которому принадлежал Гафт, надолго останется в памяти людской нашей страны. Но Гафт, мне кажется – особенно. Потому что, еще раз повторяю, он был не только артистом, он был очень большим философом, очень большим поэтом. Особенно в последние пару десятилетий очень ярко прозвучали его стихи. Очень. Царствие ему небесное и вечная ему память.
- А наше дело – читать его стихи, показывать его фильмы и спектакли с его участием нашим детям, нашим внукам и правнукам уже. Потому что от того, как долго проживет человек в памяти людской – зависит прежде всего от нас, - считает Розенбаум. - Большое горе. Большое горе. Год ужасный. И вот, к сожалению, Валентин Иосифович подытоживает этот тяжелый год, который унес большое количество потрясающих талантливых людей.