Найти в Дзене

Проблемы суррогатного материнства в Республики Казахстан

Суррогатное материнство — в настоящее время явление неоднозначное и вызывающее противоречивые споры. Все они лежат в основе морально-правовых и вызваны не только скептическим отношением к новым репродуктивным технологиям со стороны религии и общества, но и отсутствием реальных и действенных правовых мер, выработанных и основанных на опыте применяющих репродуктивные технологии стран. В настоящее время заметно возрос интерес мировой общественности к проблемам, связанным с бурным прогрессом биомедицины, распространением новых медицинских технологий, таких как трансплантация органов и тканей человека, репродуктивные технологии, клонирование. Ведь с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, с одной стороны, можно улучшить демографическую ситуацию в стране, с другой стороны, данные технологии позволяют человеку, не имеющему возможности по каким-либо медицинским причинам родить ребенка, иметь собственное полноценное потомство и продлить свой род.

Их появление вызвало неожиданные и негативные последствия. В этой связи проблемы соблюдения прав человека при применении мер репродуктивных технологий, правового статуса субъектов и объектов гражданско-правовых правоотношений, возникающих при их использовании, а также договорных отношений их участников приобретают особую остроту и требуют принятия мер законодательного характера.

Отношение большинства стран к новым методам репродуктивных технологий пока остается неоднозначным, это объясняется морально-этическими, религиозными и, прежде всего, правовыми проблемами данного вопроса. Несмотря на то, что в начале девяностых годов двадцатого века некоторые государства положительно отреагировали прежде всего на идеи экстракорпорального оплодотворения, (т.е. оплодотворения женщины искусственным путем или с использованием донорских органов) их одобрение было направлено только на некоммерческие предприятия и проведение такого рода действий в качестве экспериментов

Развитие законодательного регулирования договора о суррогатном материнстве также связано с моральными проблемами. Проблемы охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства в условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности в стране имеют особую медико-социальную значимость. Наблюдаются существенные изменения тенденции в репродуктивном поведении населения – сокращения числа женщин и семей, желающих иметь детей. Снижение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин – увеличивается число гинекологических заболеваний, бесплодие, осложнения беременности, родов и послеродового периода. Прогрессирующая анемия беременных в определенной степени является следствием ухудшения структуры их питания. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов. Неблагоприятным фоном является рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин (инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД), наркомании, алкоголизма. Материнская смертность – это интегрированный показатель репродуктивного здоровья женщин не только в Казахстане, но и в странах ближнего зарубежья. Остается высоким и уровень младенческой смертности в стране.

На сегодня суррогатное материнство получило наибольшее распространение в США, кроме некоторых штатов США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси) суррогатное материнство запрещено полностью., хотя в большинстве случаев получил коммерческую основу. Но и в США становится проблемой отказ суррогатной матери от передачи ребёнка генетическим родителям.

Институт суррогатного материнства в разных странах регулируется по-разному. В одних странах суррогатное материнство разрешено и имеет достаточное законодательное регулирование (США, Корея, Великобритания, ЮАР, Украина и т.д.). В других странах оно запрещено полностью (Германия, Голландия, Италия, Швейцария). В некоторых из стран суррогатное материнство разрешено, но не имеет достаточного правового регулирования (Латинская Америка, Азия), или же никак не регулируется законодательством в Бельгии, Ирландии. В каждой стране в зависимости от специфики государства возникает своя проблематика законодательного закрепления института суррогатного материнства.

С вопросами реализации договора о суррогатном материнстве сталкиваются почти все страны, где суррогатное материнство официально разрешено или данное явление только получает законодательное регулирование, но при недостаточности понятийного аппарата, отсутствия необходимых требований на законодательном уровне.

Немаловажное значение при законодательном решении вопросов, касающихся репродукции человека, имеет отношение государства к новым медицинским технологиям: искусственному оплодотворению, имплантации эмбриона, суррогатному материнству и т.д. Несомненно, это также связано с особым морально-этическим характером договора о суррогатном материнстве, порождающем особые семейные личностные правоотношения.

На практике главной проблемой применения договора о суррогатном материнстве является то, что генетическим родителям часто отказывается в материнстве и отцовстве. Договор о суррогатном материнстве при его реализации на практике сталкивается с массой проблем, главной из которых является общественное признание такого института суррогатного материнства, что дает возможность многим людям иметь детей.

После успешного завершения процедуры перенесения эмбриона в полость матки, когда наступает беременность, для женщины наступает достаточно длительный срок, в течение которого она выступает матерью, ответственной за жизнь будущего ребенка. Именно вопрос об ответственности за жизнь вынашиваемого ребенка вызывает некоторую дискуссию. Как правило, в обязательстве женщина указывает, что будет выполнять рекомендации, которые будут даны медицинскими работниками. Помимо этого, есть комплекс некоторых правил, которые женщина обязана выполнять для рождения в будущем полноценного ребенка, она не должна принимать наркотики, употреблять алкогольные напитки. В течение 9 месяцев женщина подчиняется режиму, который наиболее благоприятен для ребенка. Если она не захочет этого делать, то заставить ее практически невозможно. Возникает целый ряд трудноразрешимых вопросов: возможно ли в этом случае расторжение договора с супружеской парой? по чьей инициативе допустимо расторжение договора в течение срока беременности? какие основания расторжения договора будут считаться уважительными? каковы последствия расторжения договора?

Вплоть до конца 90-х годов, говорить о возможности применения суррогатного материнства как метода лечения от бесплодия, как и о возможностях его легализации в Республике Казахстан не приходилось в связи со слабой разработанностью новых методов репродуктивных технологий в отечественной медицине. Позднее, когда использование терапии бесплодия, технологии зачатия, искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, анонимного донорства половых клеток в практической деятельности казахстанских клиник стало возможным, возникла необходимость в правовом регулировании данной сферы.

На первоначальных этапах в связи с развитием новых репродуктивных технологий в , задача законодательства данной сфере заключалось установления правовых гарантий соблюдения прав участников рассматриваемых отношений, а также в создании прочной правовой базы для регулирования отношений, связанных с применением новых репродуктивных технологий, в частности суррогатного материнства.

Первой попыткой решить вопросы, связанные с суррогатным материнством, были предприняты 17 декабря 1998 г. принятием Закона «О браке и семье». Но вплоть до 2004 г. в Казахстане отсутствовало законодательство, определяющего правовое положение суррогатного материнства. Принятый 16 июня 2004 г. Закон Республики Казахстан «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» стал новым этапом в развитии законодательства в сфере суррогатного материнства. Согласно п.1. ст. 17 Закона суррогатное материнство предполагает вынашивание и рождение ребенка, включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями, с выплатой вознаграждения или без такового. В 2009 году - Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». В этих документах была заложена законодательная основа суррогатного материнства. Однако, как говорят сами специалисты, была необходима четкая регламентация отношений между суррогатной матерью и семейной парой, желающей стать родителями.

Закон устанавливает обязательные условия договора о суррогатном материнстве, его письменную, нотариально удостоверенную форму, правовые гарантии оплаты услуг суррогатной матери и передачи рожденного ребенка родителям-заказчикам, а также другие нормы, позволяющие равным образом защитить субъектов отношений, возникающих ввиду использования суррогатного материнства, под страхом гражданско-правовой ответственности.

С введением 26 декабря 2011 года кодекса «О браке (супружестве) и семье» стали четко регламентированы отношения между семейной парой, желающей иметь ребенка, за которой закреплено понятие «заказчики», и суррогатной матерью, к услугам которой они прибегают. Требования к последней предъявляются довольно строгие.

Суррогатная мать должна иметь собственного здорового ребенка и быть не младше 20 и не старше 35 лет. Кроме того, обязательное требование к суррогатной матери - удовлетворительное физическое, психическое и репродуктивное здоровье. Обследование обычно проводится в медицинском учреждении, с которым «заказчики» заключают договор на проведение программы суррогатного материнства. В Институте репродуктивной медицины говорят, что одним из наиболее важных моментов обследования является заключение психолога, который подробно беседует с потенциальной суррогатной матерью, чтобы удостовериться в том, что та отдает себе отчет в том, на что идет.

Отечественные репродуктологи утверждают, что законодательство Республики Казахстан в сфере суррогатного материнства уникально прежде всего тем, что генетическая мама ребенка сразу же после родов официально записывается матерью малыша, и с этого момента суррогатная мать не имеет к этому ребенку никакого отношения. Это исключает всевозможные спекуляции с ее стороны, которые нередко можно наблюдать, к примеру, в соседней России, где генетические родители признаются официальными только после того, как суррогатная мать напишет отказ от ребенка.

Существенная особенность отечественного законодательства в сфере суррогатного материнства: данной программой могут воспользоваться только те, кто не может стать родителями по медицинским показаниям. И это очень важно, поскольку, по уверениям медиков, не мало случаев, когда к ним обращаются состоятельные люди, не имеющие никаких проблем с репродуктивным здоровьем, но имеющие желающие прибегнуть к услугам суррогатной матери по каким-либо серьезным причинам: отсутствия у супруги времени на вынашивание ребенка, нежелания портить фигуру. Благо законом подобное запрещено. Более того, само законодательное закрепление суррогатного материнства связано, прежде всего, с желанием государства помочь стать родителями бездетным семейным парам, у которых нет для этого финансовых возможностей. Для помощи таким семьям ежегодно из государственного бюджета выделяются средства на программы суррогатного материнства.

Таким образом, можно сказать, что отечественные законодатели постарались регламентировать все аспекты суррогатного материнства. Но при этом все-таки возникают дискуссии на тему юридической трактовки некоторых аспектов этой сферы, в частности, речь идет о заключении договоров между «заказчиками» и суррогатной матерью

«Заказчики» должны помнить, что при подписании договора с суррогатной матерью, на них полностью ложится ответственность за будущего ребенка. К примеру, если семейная пара решит развестись или по каким-либо причинам не захочет забирать ребенка, связано последнее может быть с медицинскими заболеваниями, выявленными у малыша, то несмотря ни на что, во-первых, им предстоит полностью выплатить суррогатной матери указанную в договоре сумму, а во-вторых, «заказчикам» необходимо помнить, что за ребенком все равно закрепляются права наследника. Таким образом, отечественное законодательство защищает еще и права ребенка, родившегося по программе суррогатного материнства.

По наблюдениям медиков репродуктологов среднестатистической суррогатной матерью- является женщина, для которой участие в данной программе - хорошая возможность улучшить свое материальное положение.

Также в настоящее время расходятся мнения по поводу могут ли одинокие женщины тоже могут прибегнуть к услугам суррогатной матери. Например, нотариус Гульнар Конопьянова считает, что одинокая женщина может воспользоваться программой суррогатного материнства:

- В Кодексе «О браке и семье» указано «супруги», а в скобках «заказчики». Я считаю, что так написано, потому что сам по себе Кодекс определяет правовые основы регулирования супружеско-семейных отношений. И поэтому везде и пишут «супруги», но тем не менее в скобках еще указывают «заказчики». Мы же не только на этот Кодекс можем ссылаться. В 99-й статье Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» однозначно сказано, что женщины имеют право на вспомогательные репродуктивные методы и технологии. Раз женщина имеет право на ВРТ, то из этого само собой вытекает, что она имеет право быть заказчицей. Женщину никто не лишал права быть матерью. Поэтому мое личное мнение, что одинокая женщина однозначно может быть заказчицей, и я такие договоры заключаю.

Другого мнения придерживается нотариус Забира Серкешева:

- Я считаю, что одинокая женщина не может быть заказчицей. В Кодексе «О браке и семье» указано, что к услугам суррогатной матери могут прибегнуть супруги. Здесь сказано: «Нотариально удостоверенное письменное соглашение между лицами, состоящими в браке и желающими иметь ребенка». Здесь указано четко, во множественном числе: «между лицами». У нас закон расширительному толкованию не подлежит, конкретно читаем, здесь везде написано: «супруги». То есть имеется в виду два лица. Поэтому лицам, не состоящим в браке, я договоры не заключаю.

Как мы видим, существуют множество противоположных, в таком вопросе, как право одинокой женщины прибегать к услугам суррогатной матери. Возможно, это говорит о том, что необходимы уточнения и подробные толкования данного раздела законодательства для того, чтобы в дальнейшем не возникало спорных ситуаций.

Развитию и популяризации института суррогатного материнства, препятствуют несколько факторов скептическое отношение как со стороны религии, так и со стороны общества. Также развитию суррогатного материнства мешает как стоимость сомой процедуры экстракорпорального оплодотворения (в среднем от 300.000 до 700.000 тенге) так и гонорары которые хотят получить суррогатные матери, так на форуме международного казахстанского сервeра kazakh.ru, суррогатные матери просят от 2 млн. до 12 млн. тенге, кроме того ежемесячная стоимость затрат может доходить до 200.000 тенге .