В современной России имеется интересная тенденция идеализировать царскую Россию – мол жили там хорошо, никто бед не знал, даже многоуважаемый пресс-секретарь Президента назвал Россию Николая II, прозванного в народе «Кровавым», идеалом для страны.
Давайте посмотрим, как же жило большинство народа в XIX веке. К 1897 году, когда была проведена первая Всероссийская перепись населения, только 15 процентов населения проживало в городах. А значит нашей целью будет понять, как же жила русская деревня? Конечно тема очень обширна, поэтому в этот раз мы разберем стол и избу крестьянской семьи на рубеже веков.
Крестьянин традиционно жил только за счет своего труда, огромный объем сельскохозяйственных работ не оставлял времени на готовку, поэтому еда была преимущественно простой и однообразной. Кухня помещиков и горожан для простого жителя села воспринималась как ненужная роскошь. Творог, сыры, мясо, даже яйца, - словом почти все продукты, богатые протеином и считающиеся современной диетологией основой рациона, - появлялись на крестьянском столе в исключительных случаях: свадьбах, церковных праздниках и т.д. Своеобразным десертом были блины с салом. Основой же рациона был хлеб и различные густые похлебки и каши из проса, гороха, гречки, овса. В рационе было много овощей: капусты, репы, свеклы, моркови, чеснока, огурцов, редьки, лука. Входил в употребление картофель.
Особой чертой жизни семьи были эпизодические обжорства, которые проходили как раз в праздничные дни. Для случайного горожанина было дико смотреть на то, сколько продуктов, особенно мясных, могла съесть простая семья в свадьбу. Именно от подобного рода празднеств и стали ходить легенды о хорошей жизни в деревнях. Повседневным напитком у крестьян была вода, летом готовили простой квас. Чай стал отвоевывать свое место на столе только в начале XX века, до этого он считался напитком знати и не был в ходу.
Частым явлением был голод, связанный с неурожаем, в докладе правительства в 1842 году делается вывод, что неурожаи бывают каждые 6-7 лет и продолжаются около 2 лет. Во второй половине XIX столетия особо свирепствовал голод, порождённый неурожаями 1873, 1880 и 1883 годов. Хлеб в таких случаях заменялся желудями и древесной корой, а оставшуюся муку замешивали вместе с глиной. Спутниками голода всегда были массовые пищевые отравления и эпидемии, только за голод 1891-1892 от голода и болезней погибло более 400 000 человек, значительно снизилась и рождаемость, голод такого размаха был невероятным событием для Европы. Стоит отметить, что правительство оказывало поддержку попавшим под неурожай регионам, если бы колоссальные средства из бюджета не были бы брошены на помощь, то количество жертв исчислялось бы миллионами.
Состояние жилищ в полной мере отражало уровень бедности народа. Сенатор С. Мордвинов, бывший с ревизией в Воронежской губернии в начале 80-х годов XIX века в отчете писал: «Крестьянские избы пришли в упадок, и поражают своим убогим видом, каменных строений у крестьян губернии отмечено: у бывших крепостных – 1,4%, у государственных – 2,4%». Крыши в селах и деревнях делали из соломы, хаты из кирпича, крытые «под жесть», - явление уже начала XX века.
Обстановка двора обычной крестьянской семьи по записям этнографов – тесная ветхая лачужка, хлев с одной коровой и тремя-четырьмя овцами, бани и амбара нет. Только у небольшого числа зажиточных крестьян, часто использовавших наемный труд, была хорошая крепкая изба, много скота и как особая роскошь – сад, лошади и баня.
Вот как описывал свою поездку по русским деревням различных уездов в самом конце XIX века классик русской литературы Толстой, которого сложно упрекнуть в русофобии: «Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить».