Некоторые фрагменты средневековой жизни через призму прошедших лет воспринимаются сейчас как анекдот, некоторые похожи на бесконечную мыльную оперу. А сегодня я припас замечательную историю, которую можно отнести к жанру политического триллера, плавно переходящего в кровавый боевик.
Годы прошли после того, как раздробленные и слабые русские княжества покорились ордынскому игу. Годы усобиц, вражды, поглощения одних княжеств другими.
И вот на арене средневековой Руси столкнулись два внушительных соперника - Тверь и Москва.
Подоплека конфликта такова: после смерти великого князя Владимирского Андрея, среди старших князей (я напомню, в те времена существовало так называемое "лествичное" право, когда вакантный престол передавался не от отца к сыну, а от старшего брата к среднему, и т.д.) разгорелась свара - кому сесть на Владимирское княжение. Схлестнулись Михаил Ярославич Тверской - потомок Всеволода Большое Гнездо, и Юрий Данилович Московский - правнук знаменитого Александра Невского. Как водится, вопрос поехали решать в Орду, и по итогу визита ярлык на княжение достался представителю Твери.
Юрий Данилович с такой постановкой вопроса был в корне не согласен. С помощью подковёрной борьбы и различных ухищрений, ему удалось втереться в доверие к хану Узбеку. Да не просто втереться - Юрий Московский взял в жены родную сестру хана, красавицу Кончаку Торгулчиевну, и стал таким образом роднёй Чингизидов.
При поддержке ордынской администрации, московскому князю удалось инспирировать поход объединенного войска северо - восточных княжеств при поддержке новгородцев на Тверь. Однако Михаил Тверской тоже был не лыком шит, и в Бортеневской битве разгромил Юрия. Московский князь насилу спасся, а вот Кончака оказалась в плену.
Что недостижимо силой оружия, может быть легко получено с помощью льстивых речей: Юрий отправился в Орду, и напел хану, якобы Михаил использует великое княжение в своекорыстных целях, и вообще собирается лечь под немцев. В это время в Твери при загадочных обстоятельствах скоропостижно умерла пленённая Кончака, и хану, подогреваемому провокационными речами шурина, стало всё ясно.
Он вызвал Михаила Тверского в Сарай на разбор полётов. В результате судебного заседания (с поджариванием пяток тверского князя на открытом огне и прочими прогрессивными методами дознания), Михаил Ярославич был признан виновным и казнён. Юрий, потирая руки, принял великое княжение и отбыл в Москву осуществлять сбор дани. Делал он это весьма оригинальным образом - собравши товарно-материальные ценности, отправил их в Нижний Новгород, и там пустил в рост под проценты.
Естественно, дети Михаила Тверского - Дмитрий "Грозные Очи" и Александр Михайловичи - об этом косяке прознали, и отписали хану. Узбек разгневался, отлучил Юрия от должности, и назначил боссом Дмитрия. Юрий же решил пересидеть беду в Новгородской республике. Но он не угадал. С помощью угроз оружием и доброго слова, которые вместе эффективней, чем просто доброе слово, Юрий Данилович был вызван в ставку Узбека на воспитательную беседу.
Хитрец почти отбрехался (вай, дорогой Узбек-ака, для тебя старался денег побольше заработать, да?), но как-то раз, прогуливаясь вечером по улочкам Сарай - Берке, столкнулся Московский князь в тёмной подворотне с тверским Дмитрием "Грозные Очи".
Дмитрий кротким нравом не отличался, и, оглядев провокатора, виновного в смерти отца своими грозными очами, без долгих прелюдий достал большой острый меч, да и разрубил Юрия Даниловича напополам.
Хан от таких дел вообще выпал в осадок. Около месяца он мучительно думал, как наказать Дмитрия, и не нашёл ничего лучше, чем сделать тому "секир башка".
Если вы, не дай Бог, подумаете, что тем и кончилось - спешу вас огорчить. Ввиду того, что все трое последних великих князей отправились на небо, пустующее кресло занял младший брат Дмитрия - Александр Михайлович.
Когда в Тверь приехали погостить "безбожные татарове" во главе с неким Чолханом, в городе вспыхнул бунт, и тверичи дорогих гостей поголовно перерезали. Чолхан со свитой заперлись в княжьем тереме, а гостеприимные посадские люди обложили терем хворостом и подпалили.
Запах шашлыка "по - чолхански" потом долго витал над городом.
После погрома князь Александр отправился в отпуск во Псков, чтобы "ответочка" ордынцев его не достала. Естественно, реакция не заставила себя долго ждать, и из степей пришла 50-тысячная армия, в поддержку которой Москва и Суздаль выставили свои полки. Нелегко было в Твери летом 1327 года, и не хотел бы я там оказаться в тот момент, когда ордынцы огнём и мечом учили тверичей, как правильно встречать гостей.
Участь Александра Михайловича была печальна, ибо на Москву сел Иван Данилович, брат убиенного Юрия.
Этот самый Иван наговорил хану такого, что вернувшийся из отпуска Александр Михайлович был приглашен в 1337 году в Сарай - Берке с ответным визитом, где вместе со старшим сыном Феодором его и зарезали без долгих проволочек.
В итоге Тверской удел раздробился ещё больше: младшие дети князя разделили владения покойного отца на ряд более мелких вотчин. В противоположность им, Иван Данилович по кличке "Калита" затеял долгий процесс сбора русских земель вокруг Москвы, который закончился лишь во времена Ивана 3 Великого. Но это совсем другая история.