Когда началась пандемия, бары и пабы по всему миру были вынуждены закрыться – мгновенно нанеся удар по шотландской индустрии производства виски. Как он адаптировался?
Спустя несколько месяцев после начала пандемии виски-завод Tamdhu на северо-востоке Шотландии настроен оптимистично-несмотря на то, что все еще переживает что-то вроде шторма.
Экономический упадок, вызванный Covid-19, сильно ударил по винокурням. Как и многие работники по всей Великобритании, сотрудники Tamdhu приспособились к социальному дистанцированию и теперь регулярно дезинфицируют свои рабочие места, но им также пришлось справляться с проблемами снабжения.
“У нас не было такого же количества качественных бочонков – бочонков для хереса, на которые мы действительно полагаемся для бренда Tamdhu”, - говорит Сэнди Макинтайр, менеджер винокурни. - Еще в марте-апреле мы ожидали увидеть довольно много бочонков. Они задержались.”
Огромные деревянные бочки поставляются из Испании и обычно доставляются навалом по 80 штук шесть раз в год. Они придают законченному виски характерную сладость. Но блокировка вызвала задержки с поставками бочонков, а это означает, что Тамду имел дело с тем, что Макинтайр называет “небольшим узким местом”.
Это означает, что примерно через десять лет в созревшем виски, которое можно будет разливать по бутылкам, появится пробел. Старые запасы, вероятно, будут использоваться для восполнения дефицита, а это означает, что некоторые 12-летние Тамду на самом деле будут ближе к 13 годам.
Это один из примеров непредсказуемых последствий пандемии, с которой столкнулись винокурни в последние месяцы. Продажи в США уже снизились благодаря новым 25% - ным торговым тарифам, введенным президентом Трампом. Затем последовало повсеместное закрытие баров, ресторанов и гораздо меньшее количество беспошлинных продаж. В результате экспорт шотландского виски сократился на 30%, по словам Фрейзера грива, представителя Ассоциации шотландского виски.
Вряд ли это тривиально. Шотландский виски составляет пятую часть всего экспорта продуктов питания и напитков Великобритании. А заморский рынок, как объясняет Грив, является гигантским источником дохода для винокурен.
“Когда 30% экспорта сокращается, а экспорт составляет 90% продаж, тогда это значительный удар”, - говорит он.
В неспокойные времена винокурням пришлось переосмыслить то, что они делают и как они это делают. Многие изготовили дезинфицирующее средство для рук и пожертвовали его местным больницам или домам престарелых, продолжая при этом делать виски. Другие видели всплеск продаж редких бочонков и солода, которые могут принести тысячи на аукционе. Однако в целом экономическая картина остается мрачной. Как шотландское виски возвращается на вершину?
Макинтайр говорит, что он и его команда в Tamdhu сделали “достаточно хорошо” с точки зрения продаж – которые упали, но только между 8-10%. Как небольшой, премиальный бренд, они могут быть в лучшем положении, чем многие из их конкурентов.
Состоятельные люди внезапно захотели купить много бочек-Блэр Боумен
Теперь они планируют на несколько месяцев вперед. Помимо работы вокруг беспорядочных поставок бочонков, это означало наличие достаточного количества оборудования на складе, чтобы справиться с другими потенциальными проблемами поставок. “Мы должны убедиться, что у нас есть достаточные запасы таких вещей, как перчатки, маски”, - говорит Макинтайр, имея в виду средства индивидуальной защиты, или СИЗ, которые были так необходимы медицинским работникам во время пандемии. В настоящее время тамду имеет около месячного запаса таких предметов для своих работников, чтобы использовать их для поддержания гигиены на винокурне – это вдвое больше, чем обычно сохраняет завод.
Между тем, изменение потребительских привычек означает, что винокурням пришлось переосмыслить некоторые из своих продуктов. Bacardi, например, заметила резкое падение продаж в барах, ресторанах и отелях, но рост розничных продаж среди населения, которое пьет дома.
Это особенно ярко проявилось в США, говорит Найл Митчелл, британский операционный менеджер компании Bacardi, которая владеет рядом брендов шотландского виски, включая Aberfeldy, Dewar'S и Macduff. Там популярны сверхразмерные 1,75-литровые бутылки виски. “Нам пришлось работать очень, очень тесно с нашими поставщиками стекла, чтобы заставить их адаптироваться к нашим потребностям”, - говорит он.
Поставщики стеклянных бутылок согласились выпускать меньшие партии бутылок за один раз, чтобы Bacardi могла адаптироваться к колебаниям спроса в ближайшие месяцы. Митчелл также упоминает, что винокурни Бакарди, производившие дезинфицирующие средства для рук, смогли получить пластиковые бутылки от поставщиков за две недели.
“Для цепочки поставок, которая привыкла к постоянному спросу, эта волатильность-пара недель-проходит довольно быстро", - говорит он.
Среди всех этих потрясений и замедления продаж были некоторые интересные возможности. В 2019 году Bacardi запустила виртуальные дегустации виски, но в этом году фирма стремилась увеличить их, в то время как личные дегустации в барах и винокурнях были немногочисленны и далеки друг от друга. Реакция потребителей была в высшей степени положительной, говорит Митчелл.
“Это открывает новый канал, которым мы бы не воспользовались раньше”, - говорит он. - Все сводится к той приспособляемости, которая критична в такое время.”
Некоторые любители виски через 10, 20 или даже 50 лет могут поднять бокал " 2020 malt” и произнести тост
И самое существенное, пожалуй, - это бум специализированных продаж виски. Блэр Боуман, консультант по виски и автор, является брокером для состоятельных покупателей, желающих приобрести редкие или специальные бочонки. Они могут нести слезящиеся глаза ценники - в семизначных цифрах, говорит он. Его клиенты покупают их почти как трофеи, которые они могут добавить к своим коллекциям виски.
“Они хотят чего-то такого, чего нет у их друзей, - говорит Боумен. Купленная бочка может храниться на складе винокурни в течение многих лет или разливаться по бутылкам и отгружаться. Покупатель может выбрать любой вариант, который ему больше нравится, а некоторые просто выжидают – ведь виски тоже можно рассматривать как чисто финансовую инвестицию.
В то время как специальные продажи бочонков являются нишевым рынком, Боуман зарегистрировал огромный интерес с начала пандемии.
“Состоятельные люди внезапно захотели купить много бочонков", - говорит он, вспоминая поток запросов от покупателей по всему миру, которые он получил весной. "Это был настоящий поток активности.”
Сэнди Макинтайр из Tamdhu также заметил повышенный интерес к закупкам бочонков у азиатских покупателей в последние годы и согласен, что это помогло винокурне справиться с падением продаж бутылок, вызванным пандемией. Массовые продажи, по сути, выросли на “двузначные цифры” в последнее время, говорит он – признак того, что рынок дорогого виски оживлен даже в эти трудные времена.
В целом шотландские винокурни, похоже, справились с вызовами, вызванными пандемией.
“Изначально я был очень обеспокоен тем, что произойдет 100% - ная остановка с точки зрения фактической закладки запасов на этот год в будущем”, - говорит Боуман. Это означало бы, что примерно через десять лет в поставках выдержанного шотландского виски образовался бы весьма заметный разрыв. Однако в большинстве случаев винокурни смогли продолжить производство в этом году лишь с незначительными задержками и остановками. Пример тому-тамду: Макинтайр прогнозирует, что в этом году их производство сократится всего на 2%.
Хотя многие люди будут стремиться забыть многое об этом бурном году, возможно, некоторые поклонники виски через 10, 20 или даже 50 лет поднимут бокал "солода 2020" и произнесут тост – что человечество, в конце концов, преодолело пандемию и пережило ее.
--
Мировые торговые пути видели год, как никто другой в 2020 году. Многие отрасли промышленности, производители и рынки отреагировали на пандемию коронавируса изобретательно. Made on Earth: Road to Recovery исследует, как адаптируется торговля восемью повседневными продуктами – от велосипедов до виски, специй до полупроводников – и как устойчивость и инновации переопределяют способ торговли в мире.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал буду премного благодарен)))