Найти в Дзене

Если Бог все знает заранее, в чем свобода человека?

Проблема «предопределения и свободы воли» давно известна богословской науке. Если говорить максимально просто и по существу, то ответ таков — предведенье Божие не равно предопределению. Это значит, что Бог знает к чему придёт человек, но это не значит, что человек предопределен к определённому итогу своей жизни. Человеку трудно это понять, потому что мы сами редко удерживаемся от невмешательства,

Проблема «предопределения и свободы воли» давно известна богословской науке. Если говорить максимально просто и по существу, то ответ таков — предведенье Божие не равно предопределению. Это значит, что Бог знает к чему придёт человек, но это не значит, что человек предопределен к определённому итогу своей жизни. Человеку трудно это понять, потому что мы сами редко удерживаемся от невмешательства, например, многие родители, пытаются планировать судьбу своих детей, решают в какой кружок им ходить, с кем дружить, какие книжки читать, в какой ВУЗ поступать. Фактически они занимаются предопределением, пытаются привести ребёнка к заранее намеченной цели.

Мы жутко боимся неизвестности и всячески пытаемся её заполнить своими фантазиями и планами. Нам трудно представить, как можно двигаться вперед с добровольно закрытыми глазами. Поскольку всё, что мы говорим о Боге, так или иначе имеет свою проекцию в наш мир («Бог знает», «Бог видит», «Бог хочет»), то и страх неизвестности мы тоже проецируем на Бога. Раз мы, разумные существа, заботимся о будущем, прогнозируем его и стараемся контролировать, то тем более Бог, существо гораздо разумнее нас, поступает так же.

Мы должны смириться с тем, что у нас нет и не может быть точных знаний о Боге. Всё что мы о Нём знаем основано на фактах Его участия в жизни людей, то есть на опыте Богообщения, который всякий раз преломляется в культурном коде человека, его языке, поэтических и аналитических способностях, образовании и т.п. Для христиан один из наиболее авторитетных источников знания о Боге — Священное Писание. Даже беглое чтение этого священного текста говорит нам о том, что Бог наделил человека действительно свободной волей. Бог благ и всё направляет ко благу, но человек далеко не всегда принимает решения в пользу блага, значит или Бог направляет волю человека ко злу (что против Божественной природы), или это происходит по свободному выбору человека, в который Бог не вмешивается и который допускает.

Но эти рассуждения снимают только часть проблемы. Раз Бог знает, как человек поступит в каждый момент своей жизни, значит Он предопределил человека или ко спасению, или к погибели. Я с этим рассуждением не согласен. Когда мы видим реку, текущую к обрыву, мы знаем, что вода неминуемо упадёт вниз. Это конечно очень грубый пример, но он помогает понять, что знание будущего ещё не означает его предопределения. Почему Бог не исправит всех грешников, раз Он знает, что они сделают неправильный выбор? Если Он так поступит исчезнет свобода выбора. Мы верим, что, заботясь о нас, Бог каждому даёт шанс встать на путь добродетели, но пойти по нему или свернуть зависит целиком от нас.

Иерей Сергий САВЕНКОВ