Илья Карпенко
III Московский международный культурно-образовательный форум РКИ прошёл в Москве и в онлайне…
(Фраза получилась похожей на старую лингвистическую шутку: «Шли два студента. Один – в калошах, другой – в университет…»)
И тем не менее Форум состоялся. А новый формат, при всех его «за» и «против», удался!
О Форуме РКИ и впечатлениях о нём – своих собственных и моих коллег – я написал тут: «III Форум РКИ: Подводя итоги».
Однако лично я в своём онлайн-выступлении говорил немного о другом…
ОСВОЕНИЕ СИСТЕМЫ СИСТЕМ
Я уже как-то писал о том, что мне очень повезло с учителями («ОБ УЧЕНОМ И УЧИТЕЛЕ – СЛОВО!»). Одним из них был выдающийся учёный, профессор Геннадий Прокопьевич Мельников, который учил меня системологии и системному вúдению в научном исследовании. Именно от него я впервые услышал такие слова, как доминанта, детерминанта и другие, не менее важные. И понял одну простую вещь: самой близкой к лингвистике наукой является математика. Или наоборот. Почему? Да потому что главное в науке – это системность. А самая системная (то есть организованная) из всех наук – это «царица наук», математика!
Методика преподавания иностранных языков (в том числе и русского как иностранного – РКИ), как и всякая прикладная дисциплина, требует системного подхода. Причём и на микроуровне, то есть начиная с плана урока, и на макроуровне – при планировании языковой политики целого государства.
При обучении РКИ иностранцев нужно учитывать массу деталей! Начиная с того, что вам достались за иноземцы и откуда они прибыли. Или же откуда они будут «онлайнствовать». Какой у них уровень знаний? А также каков их, как говорится, IQ? И другой важный фактор: присутствует ли языковая среда? Зачем им нужен русский язык; до какого уровня их надо довести; есть ли язык-посредник; занятия индивидуальные или групповые? А во втором случае – сколько человек в группе? Занятия очные, онлайн или «гибрид»? Сколько часов выделяется на обучение? По каким учебникам и пособиям с ними лучше заниматься? И т.д. и т.п.
И в зависимости от этих, а также огромного множества других условий в каждом конкретном случае преподаватель выбирает свои собственные тактики и стратегии обучения РКИ.
«ОСТАТОЧНАЯ» РУСИСТИКА
Увы, в современном мире русский язык и обучение ему утратили то былое значение и тот огромный интерес, который проявлялся к ним десятилетия тому назад (заметим в скобках: а значит, и русская культура в целом). Изменилась структура всей системы обучения русскому языку за рубежом. По сравнению с «благословенными» для русистов временами СССР число изучающих русский язык за пределами России, по самым скромным подсчётам, сократилось вдвое.
Система школьного обучения русскому как в наших экс-республиках, так и в бывших странах соцлагеря утрачена практически полностью (в «остаточном» виде в Европе сохранившись, наверное, только в Болгарии). Русский язык в вузах в качестве первого изучаемого стал экзотикой, а в качестве второго – редкостью. Ну а количество часов, на него выделяемых, надо изучать с микроскопом. Система обучения на курсах руского языка (при всей её востребованности) в настоящем виде стала доступной в основном только для «посвящённых»...
Вспомним времена СССР, когда (плохо или хорошо), но всё делалось планово. А потому целые институты, научные отделы, секторы, кафедры занимались вопросами преподавания русского как иностранного и русского как неродного: методикой преподавания, теорией создания учебников, лексикографией (теорией создания словарей), системой контроля знаний (тестированием), пропедевтикой (обучением языку специальности), пресловутыми ТСО и многим другим.
К сожалению, сегодня многие мои коллеги больше озабочены не тем, как преподать, а тем, где заработать. И конечно, трудно их за это осуждать. А наше научно-методическое творчество сводится, как правило, к никем не координируемой «самодеятельности»: каждый действует так, как считает нужным, в соответствии с теми темами и проблемами, которые считаем важными, на свой страх и риск...
Все поголовно пишут учебники и учебные пособия (виртуальные и не очень), что само по себе, безусловно, очень хорошо. Однако никакой координации этой деятельности, а также централизованной информации о её результатах у нас нет. Об этом свидетельствуют часто задаваемые вопросы на сайтах Учебного центра русского языка МГУ, которые, как правило, начинаются так:
«Подскажите, где найти…»
Бывшие коллеги из союзных республик, в которых раньше преподавали как русский как иностранный, так и русский как неродной, превратились в наших потенциальных «клиентов». Впрочем, как и прибывающие к нам оттуда учащиеся, ставшие теперь для нас студентами-иностранцами. А вкупе с ними – трудовые мигранты (и их дети школьного и дошкольного возраста).
Но, как известно, свято место – пусто не бывает. «Проснулся» Китай, и его тяга к русскому языку сегодня является спасительным и «спасательным кругом» для всей системы обучения РКИ. Перебравшиеся за рубеж соотечественники, устроившись на чужих хлебах, начали учить русскому своих детей и делиться этими «хлебами» с нами, педагогами-русистами. Объявился и объял всё и вся интернет, решая в основном за «Россотрудничество» непростую задачу обучить всех желающих обучиться русскому языку на курсах. Ну, и так далее…
ДИСТАНТ – ДИТЯ КОВАРНОГО COVID’a
Как известно, минувшей весной перед преподавательским сообществом всего мира особо остро встала проблема дистанционного обучения. Не кривя душой приходится признать, что мы оказались к нему не готовы. Но в целом (как бодро докладывают на всех уровнях) мы с этой проблемой справились!
Главный вывод первого полугодия 2020 года следующий: цифровизация образования очень важна и нужна, но онлайн-технологии не должны полностью вытеснить и заменить собой традиционную форму преподавания.
Полученный опыт необходимо осмысливать и развивать, тем более что проблема перехода к дистанционной (или гибридной очно-онлайновой) форме образования стоит на повестке дня. И не только для нас, русистов…
Нельзя сказать, что «совсем всё плохо» и в этих направлениях не делается ничего. Разрабатываются перспективные методики по обучению РКИ, подкрепляемые новыми учебными, словарными изданиями и материалами, адресованными самым разным группам обучаемых – инофонам и полилингвам; различающимся по возрасту; обучающимся в условиях языковой среды и вне её. Создаётся также и цифровизированная база преподавания русского языка «всем и вся». Появляется и озабоченность вопросами расширения влияния русского языка в мире.
Так что же делать, чтобы восстановить былое величие русского языка и культуры? А главное – восстановить былую системность в преподавании РКИ?
Да всё то же – работать! Работать всем вместе, дружно и сплочённо!
Поэтому хочется в очередной раз призвать своих коллег:
«Русисты всех стран, объединяйтесь!»
АНЕКДОТ
Вопрос на форуме:
— Скажите, что будет, если я запихну голову в микроволновку на десять секунд при полной мощности?
Ответ:
— Если вы способны это сделать, то хуже уже не будет...
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья