Брань, нецензурная речь, абсценная лексика. Казалось бы тут не о чем рассуждать, материться плохо и точка. Однако сюда так и просится некое "но". Сотни лет (древнейшее упоминание датируется XII веком) люди от великого поэта до школьника-двоечника (за редким исключением) украдкой, в определенных местах либо откровенно и даже вызывающе, матерились, матерятся и что-то мне подсказывает, продолжат материться и впредь.
Я предлагаю рассмотреть эту часть культуры (без сомнения, неотъемлемую часть) со стороны плюсов и минусов. Начнем с минусов (их вроде как не много).
- Мат вне закона. Материться публично, с точки зрения закона, рассматривается, как мелкое хулиганство.
- Негативная "окраска". Не смотря на всеобщее использование данного языкового инструмента, матершинные слова и замысловатые трехэтажные сочетания, все же, предназначены для выражения негативных эмоций и несут в себе соответствующий заряд.
- Нецелевое использование. Матерная брань зачастую используется связи слов в предложении, что освобождает человека от необходимости подбирать слова, использовать термины плюс некоторые слова пристают в качестве слов-паразитов. Со временем привычка не напрягать мозг во время беседы закрепляется (а паразиты полностью входят в свои права) и слушать такую речь, мягко говоря, неприятно. Это главный минус. Нецелевое использование мата идет бок о бок с низким интеллектом, но является его следствием, а не причиной.
- Недоброкачественный образ. Этот пункт вытекает из предыдущего. Неумные люди вставляющие матерные слова без разбору создали определенный стереотип и любого человека использующего брань (пусть даже очень к месту) легко принять за неумного. Узнавая человека получше, другие люди понимают кто есть кто, но все ли захотят узнавать получше - вопрос.
Далее предлагаю рассмотреть плюсы.
- Художественный инструмент. Матершина не только негативная, но и очень яркая. Например анекдот в котором изначально должен быть мат в случае замены его на эвфемизм попросту перестает быть смешным. Нельзя сбрасывать со счетов и вольную поэзию (в том случае, когда это поэзия, а не затыкание дыр матерными фразами)
- Огромный простор для творчества. Имеется в виду искусство составления сочетаний трехэтажного мата. Напиздорезиться в хламидосище, этим все сказано.
- Краткость сестра. Очень часто возникает необходимость в оперативных и четких указаниях, в данном случае удобнее инструмента не найти
- Выплеск эмоций. Никогда свобода слова не бывает столь драгоценной, как при случайном ударе молотком по пальцу. Маршалл Ламзден.
Какой можно сделать вывод? Крепкое словцо по свойствам ничем не отличается от любого другого слова и как любое другое слово, не стоит вставлять его направо и налево, но причин отказываться (если обстановка располагает) я не вижу. На мой взгляд, не стоит также воротить нос, услышав брань, и с ходу клеймить человека грубияном или недалеким (конечно не исключено, что так оно и есть, но пусть это выяснится по другим признакам)