С самого начала карабахского конфликта, Франция открыто поддерживала Армению. После победы Азербайджана сенат Франции принял скандальное решение и признал так называемую "Нагорно-Карабахскую Республику".
Чем руководствовался Париж, совершая подобный демарш?
Понятно, что символическая резолюция не означает, что французское правительство признает суверенитет Нагорного Карабаха. Это в основном сигнал поддержки многочисленной армянской общине Франции.
Однако, кроме внутренней пропаганды, у данного решения есть ещё одно весьма важное внешнеполитическое измерение.
У самой Франции, как говорится, "рыльце в пушку". Франция сама оккупирует чужые территории и поэтому французский истеблишмент стремиться придать подобным фактам легитимный характер.
Речь идёт о заморском регионе Майотта. Это небольшой остров в индийском океане, на котором проживает около 250 000 человек. Этот остров составная часть архипелага Коморские острова, расположенного к северу от Мадагаскара. Архипелаг состоит из четырех крупных - Гран-Комор, Анжуан, Мохели, Майотта и дюжины более мелких. В XIX Франция подчинила себе весь архипелаг и объявила его своей колонией.
После Второй мировой войны - наступил процесс деколонизации, который затронул и Коморские острова.
В 1975 году на архипелаге был проведён референдум по вопросу независимости.
Большая часть населения Комор высказалась за независимость, но на Майотте сторонники независимости оказались в меньшинстве. Видимо сыграл свою роль тот факт, что Майотта стала французской колонией на пол века раньше чем остальные острова архипелага. Потом был проведён ещё один референдум, на котором большинство населения высказались за присоединение к Франции.
Воспользовавшись этой ситуацией, Франция создала на острове военную базу и объявила об аннексии Майотты.
Это было грубейшее нарушение международного права.
Постоянная политика Организации Объединенных Наций в отношении деколонизации заключалась в том, что независимость должна быть обеспечена в рамках колониальных границ. Это было сделано для того, чтобы препятствовать колониальным державам отрезать лакомые куски бывших колоний.
По этой причине Генеральная ассамблея ООН она не признала законность этого референдума. Большинство стран членов ООН признают Майотту частью государства Коморские острова, а само это государство никогда не отказывалось от прав на остров.
Несколько раз СБ ООН делал попытки принять резолюцию о признании суверенитета Коморских Островов над Майоттой. Но каждый раз Франция накладывала вето. Последний раз это было сделано в 2011 году.
Париж объявлял себя защитником христиан, которые составляли большинство населения Майотты, тогда как на остальных островах большинство - мусульмане. Однако это был не более чем предлог.
Дело в том, что незадолго до аннексии Майотты случился первый нефтяной шок. В 1973 году, арабские страны, в ответ на агрессию Израиля, подняли цены на нефть в 4 раза. И как раз в это же самое время, в начале 70х началась коммерческая эксплуатация нефтегазовых ресурсов Северного Моря. Французы с большой завистью смотрели на успехи своего заклятого друга - Великобритании. Однако в окружающих французскую метрополию водах, коммерческих запасов сырья обнаружено не было. И тогда, правительство Франции обратило свои взоры на ещё оставшиеся в её руках колонии. Намерение французского правительства было достаточно простое - закрепить за Францией как можно большие участки акватории мирового океана. И Коморские острова сразу попали в расчеты Парижа. Именно коммерческие расчёты были основной причиной аннексии острова, ну и конечно сыграло свою роль стратегическое положение в Мозамбикском проливе с его оживлённым судоходством.